Открыть меню

Заскучали в очереди: игры с предметами заместителями вам в помощь!

шишки-гномики

Из корзины высыпались шишки и превратились в гномиков. Тут были большие и важные гномы-папы, и чуть поменьше — мамы. Гномы-бабушки и гномы-дедушки, тети и дяди, и куча ребятишек. Формочки от печенья стали домиками, куда гномики с удовольствием забрались. Они умывались и кушали, делали зарядку и добывали еду (таскали фрукты с деревьев). С фруктами переправлялись через реку, забирались на гору и спускались вниз. Малыши-гномики спали после обеда. Время от времени бунтовали, сбегали от родителей, прятались и шалили. То есть, все как у людей!

Этот сюжет мы подсмотрели в отчете играющей мамы Иулии.

Зачем играть с предметами-заместителями?

В нашем игровом тренинге целый блок посвящен играм с предметами-заместителями. Почему? Неужели мы не можем себе позволить купить ребенку нормальную настоящую игрушку? Можем. Но это плохой выход.

Я уже писала в статье про формирование произвольности у детей, что современные игрушки оставляют слишком мало места для развития фантазии ребенка. В каком-то смысле деревенские дети, игравшие камешками, чурочками и палочками вместо настоящих игрушек, были счастливее, лучше подготовлены к жизни, чем современные ребятишки, у них интенсивнее развивалась фантазия. Недаром на Руси существовала пословица “голь на выдумки хитра” 🙂 .

Предметы-заместители и прогресс человечества

Способность человека переносить свойства одного предмета на другой, по мнению советского психолога, педагога и философа В.В.Давыдова, лежит в основе прогресса человеческой цивилизации. Первые люди использовали сложенную ладонь, чтобы зачерпнуть воду. Позднее они придумали сделать из глины чашку, из дерева — ложку, из бересты — туесок. То есть перенесли форму и свойство пригоршни на глину (дерево, бересту).

от пригоршни к чашке

А багор — это продолжение руки. Ходули — длинные ноги. Звериная шкура заменила шерсть, а глинобитная избушка-мазанка пришла на смену пещере.

Превращая предметы во что угодно, ребенок чувствует себя волшебником, осознает свою силу. Помогите ему в этом!

А ещё в игре с предметами-заместителями формируется умение увидеть общее, целое прежде, чем частное. Это то самое умение, которое мы лихорадочно начинаем развивать перед школой. Оно закладывается в играх с предметами. Взгляните на фотографию. Что вы видите?

кубики- предметы-заместители

Это отважные динозавры и машинки идут в атаку на злых рыбок. Кубики играют роль предметов-заместителей.

Идея от мамы Дарьи (сыну 3.7).



Введите ваши данные в форму ниже, чтобы получить запись вебинара "Живём играючи! Мифы и реальность детской игры"






Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.


А вот из книжки получился домик. Симпатичный?

Домик из книжки
Ещё одну историю нам поведала мама Зоя:

“… Я нечаянно разлила на “лес” воду и сказала, что это озеро. Мы достали канцелярские скрепки, и они стали утками. Раньше эти же скрепки были чашками, из которых звери пили чай.

Потом дочка долго играла одна. Вода высохла, и стол превратился в лодку для Мышки-норушки. Затем все камни перекочевали в лодку. Я, проходя мимо, спросила, кто это? Даша ответила про камни, что это семья. Они будут купаться, плавать на лодке. Даше играть с заместителями очень понравилось. Я сказала ей, что мы обязательно поиграем еще завтра, а она ответила: “только снова с этими камешками”.

утки-скрепки и "семья камешков"

Это чашки

семья камешков плывёт на лодке

А это утки

Детям нравится играть с предметами-заместителями!

Режиссерская игра с предметами-заместителями — это первая настоящая игра ребенка (после простой манипуляции). Она начинается в 2 — 2.5 года и, видоизменяясь, проходит через весь игровой возраст ребенка, вплоть до режиссерской игры высокого уровня. Поддержите своего малыша, помогите ему творить чудеса с ранних лет! И играйте сами!

Немаловажный факт. В предметы-заместители вы можете поиграть везде: в дороге, на пляже или в скучной очереди в поликлинике. Они всегда под рукой. Только не пытайтесь заменить кубиком любимую игрушку ребёнка.

Ещё одна история:

Я взяла палочки: папа, мама, дочка и сын. Сделала ямку — это плита, в ней варится каша из сорванных с куста ягодок. Рядом стол нарисовали, потом ванную, коридор, кровать. Мы разыграли сюжет из одного вечера нашей жизни. Не знаю, все ли понял Тихон из моей игры с заместителями, но мне понравилось играть. Я в следующий раз дочку на это место привела, рассказала ей, и она начала делать рядом еще одну квартиру.

мама Дарья (сын 2 года, дочка 5,5)

Если вас интересует, какие именно игрушки полезны для ребенка, прослушайте в записи вебинар «Сундучок игрушек«.


Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Контейнирование в горячих ситуациях>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика