Открыть меню

Зачем человеку воображение?

воображение дети играютМы продолжаем беседы с кандидатом психологических наук, специалистом по игре, Ириной Алексеевной Модиной. В прошлой статье мы говорили о произвольности, а сегодня побеседуем о воображении, которое находится в основе креативности успешного человека.

Ирина Алексеевна, а почему именно креативность, а, например, не ответственность и исполнительность делают человека успешным?

И.А.: Люди, как правило, делятся на две большие категории – авторы и исполнители. Исполнители, кстати, могут быть очень успешными людьми, но они реализуют чужие идеи и замыслы, а автор создает новое, потому что он обладает креативностью.

А как Вы понимаете креативность?

И.А.: Креативность – это способность человека: генерировать новые идеи, замыслы, делать открытия; видеть проблему там, где ее не видят другие, и быстро и оригинально её решать. Иногда о таких людях говорят, что они не мыслят стереотипами. Креативность неотъемлемое качество талантливого архитектора, гениального композитора или музыканта, талантливого повара, плотника или парикмахера. В любой профессии могут быть креативные люди. Может быть совершенно талантливая мама, так как быть мамой — это великий талант.

И Вы, безусловно, понимаете, что просто у исполнителя есть предел его возможностей, в то время, как у автора они, практически, неистощимы. Говорят, что креативные люди имеют мощную связь с информационным полем, откуда могут черпать идеи и преобразовывать их.

Скажите, пожалуйста, что нужно делать, чтобы человек стал креативным?

И.А: Известно, что в основе креативности взрослого человека находится развитое воображение ребенка дошкольника. Однако, когда я на семинарах спрашиваю воспитателей, какими же качествами должны обладать успешные в будущем ученики, то педагоги, как правило, называют все, кроме воображения. А что говорят, то и делают. То есть развивают моторику, речь, учат детей читать и считать, но совсем не учат фантазировать, придумывать, изобретать. Как результат: дети в школе не могут представить себе условие задачи, героев прочитанного рассказа, открыть новый способ решения задачи и сделать многое другое, что требует развитого воображения. Поэтому развивать воображение у детей необходимо еще до школы.

Ирина Алексеевна, и все-таки почему воображение играет такую важную роль в жизни человека?

воображение игра И.А.: На самом деле, у каждого человека, в том числе, и у ребенка, есть физическая и психическая сущность. Физическая – это та, о которой мы с вами очень хорошо заботимся: кормим ребеночка полезной пищей; стараемся, чтобы он не простудился; глазки не испортил и так далее. Потому мы очень хорошо знаем законы физического мира.

К сожалению, о психологическом существе ребенка мы знаем не так много, а ведь его развитие также подчиняется строгим законам, которые мы часто нарушаем. А чтобы не нарушать эти законы, знать надо совсем немного: в основе психологического существа ребенка (человека) находится воображение.

Воображение — это способность человека создавать образы, замыслы, идеи и манипулировать (или оперировать) ими.

В тонком воображаемом пространстве мы чувствуем, радуемся, грустим и удивляемся, представляем, мечтаем, испытываем эстетическое наслаждение, планируем, смотрим на себя со стороны, принимаем волевые решения, выстраиваем модели общения. Здесь живут наши воспоминания. Здесь происходит все, что делает нас человеком.

Представьте себе, что Ваш богатый внутренний мир вдруг исчез. Исчезла пунктирная линия со схемы и все, что находится над ней. Об этом даже страшно подумать! Без психологической составляющей человек становится «овощем».

О значении воображения в жизни человека говорил еще Г.Х. Андерсен в своей сказке «Снежная королева». Помните, когда Кая поцеловала Снежная королева, у него исчезло именно воображение, а вместе с ним душа и чувства. В ледяном дворце Снежной королевы Кай играл льдинками, но никак не мог составить то, что ему особенно хотелось, — слова «вечность». А Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков в придачу». А ведь Кай не мог сложить это слово, потому что у него не было воображения, а значит, и образа слова «Вечность».

И если читать этот фрагмент текста между строк, то получается: «Если у тебя будет воображение, то в ты впоследствии станешь креативным человеком, а значит, сделаешься сам себе господином и получишь целый свет в подарок». И только когда слезы Герды растопили сердце Кая, и к нему вернулось воображение, льдинки сами собой пустились в пляс и сложились в слово «Вечность». Мудрый Андерсен!

Ирина Алексеевна, а что Вы можете сказать о развитии воображения современных детей?

И.А.: К сожалению, у наших деток развитие воображения, зачастую, находится на низком уровне. И с этим они и приходят в школу. А все оттого, что взрослые (педагоги и родители) стремятся как можно раньше научить детей читать, считать и решать логические задачи, и при этом совсем не заботятся о развитии детского воображения. А ведь наиболее эффективно развивать воображение у детей в игре, в возрасте от трех до семи лет. Именно в это время ребенок отличается непосредственностью, верит в волшебство и в разные чудеса. А потом игра сменится учебой, времени на игру остаётся всё меньше и меньше.

воображение игра детиНо большинство детей будет под партой, где совсем не случайно встретились карандаш и резинка, в экстремальных условиях доигрывать свое дошкольное детство. Учителя начальной школы после семинара по игре мне часто говорили: «Вот теперь понятно, почему дети, которым сложно дается учеба, на переменах превращаются в животных». А ведь это образная игра – это игра детей 4–5 лет.

Значит, именно уровень развития игры и воображения, а вовсе не умение дошкольника читать и считать, определяет уровень его развития и готовности к школе, где надо уметь столько всего представлять, понимать и запоминать.

Оказывается, что и в основе теоретического мышления младшего школьника тоже находится воображение.

Можно ли это как-то наверстать?

И. А.: Можно:

  • Можно купить тетради или программы для развития воображения и натаскивать ребёнка, последние месяцы перед школой; 
  • Можно читать побольше сказок и играть в них — это более экологичный путь, но долгий;
  • Можно отдать ребенка в хороший игровой центр, если вам повезет его найти!

А можно принять участие во втором онлайн потоке тренинга “Сюжетно-событийных игр”, которые стимулируют развитие воображения и других важных для старшего дошкольника качеств, играючи.

В этих играх ребенок включиться в увлекательный и познавательно-насыщенный игровой сюжет, где надо будет столько всего представлять и удерживать! Он будет с удовольствием искать способы решения проблем, (а ведь это тоже происходит в воображаемом пространстве), преодолевать различные препятствия и много общаться с игровыми персонажами и с вами и при этом бурно развиваться. Как говорил классик возрастной психологии Л.С. Выготский: «В игре ребёнок становится на голову выше самого себя».

При этом обогащение ребенка знаниями и умениями происходит само собой, незаметно для него (а для родителей у нас есть подробные конспекты, видео и презентации)!

Спасибо, Ирина Алексеевна.

Как написала нам мама Виктория, участница первого онлайн-потока сюжетно-событийных игр:

«Обучение в игре идет само собой по оптимальному пути. В ходе игры я столкнулась с тем, что вплетение образовательных моментов — например понимание что такое календарь, неделя, вчера и сегодня, воспринималось без энтузиазма, но когда я, просто поверхностно затрагивая эту тему, шла дальше, то постепенно возникал интерес, и ребенок возвращался к этой теме сам».

Дорогие друзья, в следующий раз мы подробнее опишем первую из сюжетно-событийных игр «Приключения зверей из волшебного леса».

Почитать другие отзывы с тренинга вы можете здесь.

Узнать подробности и записаться — здесь.


Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Живем играючи: Мифы и реальность детской игры>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика