Открыть меню

Развивающая среда для детей 1-3 лет. Размышления Монтессори-педагога

СавельеваСегодня у нас в гостях Светлана Савельева — Монтессори-педагог тодлер-групп (то есть групп для деток 18-36 месяцев). Светлана проходила тренинг “Хочу научиться играть с ребёнком” в нашем проекте и невольно сравнивала разные методики. Её взгляд как специалиста на доигровую деятельность ребёнка показался нам важен и интересен, и мы делимся с вами. Предоставляем слово Светлане.
Я не буду рассматривать вопрос о синтезе свободной игры и свободной же работы ребенка в Монтессори-среде. Для меня это две разные деятельности. Но в силу того, что у меня есть бесценный опыт наблюдения за детками 1-3 лет, «манипулирующими» именно в такой среде, и опыт построения домашнего пространства для собственного ребенка (1год 10 месяцев), мне очень хочется им поделиться.

В целом, видение психологии развития ребенка в возрасте 1-3 лет у Монтессори совпадает с тем, что говорит Наталья Лейкина на вебинарах.

4 зоны Монтессори-среды

В соответствии с потребностями малыша у нас есть 4 зоны развития: языковая, манипулятивная, самовыражения (экспрессии) и практической жизни. Дома у нас все это не делится на зоны, в каждой комнате у сына есть своя полка. Да и разделение между зонами условно, т.к., например, стирка — это и жизнь, и манипуляции, и речь. Тем не менее, зоны — это то, что должно иметься в арсенале развития.

Очки для манипуляций

1. Язык

Это книжки с узнаваемыми картинками, карточки, макеты животных, транспорта и др., разнообразные предметы (особенно, жизненные — ключи, пластиковые карты, кошельки, очки), свечки. Все, что в реальном виде нельзя познать в квартире или на улице.

Никаких букв!!! С этими же предметами детки часто начинают режиссерскую и отобразительную игру.

 

2. Манипуляция

Мелкая моторика, крупная моторика, координация руки и глаза.

  • Крупная — это спорткомплексы, мячи, коляски и тележки, каталки.
  • Мелкая — пирамидки, стучалки с молотками, копилки и все остальное.

Развитие мелкой моторики

У сына, например, была 5-литровая бутыль и яйца от киндеров. Сенсорные мешочки, коробочки с крышками и тому подобное. Матрешки, Ножнички с бумагой. Магнит и металлические предметы. Песочница, конечно, и не одна. Специально приготовленное тесто, гидрогель, пищевые красители, пипетки, спринцовки, ячейки для льда, сам лёд…

3. Самовыражение

Это, прежде всего, язык искусства. Слушаем музыку. У нас много музыкальных инструментов, мы их собираем. Даже гусли есть. С инструментами тоже много манипуляций, но все же основное их назначение звучать, пусть пока не очень профессионально. Еще самовыражение проявляется в рисовании и лепке, поэтому в доступе карандаши, краски, глина, клей, пластилин, мольберты и доски.Искусство

4. Наконец, практическая жизнь

Половина всей среды. На вебинаре у Натальи был такой момент: все оживляются, вспоминая, что делали вместе с детьми. Кто фарш, кто рис, кто тесто. Так и здесь. Развиваться по методу Монтессори дома — это включать ребенка во все дела, комментировать, делать их выполнение удобным для ребёнка.

Практическая жизнь: набор инструментов    Практическая жизнь: сажаем цветы

Личный опыт

Как это организовано у нас дома: 70% домашних дел мы делаем вместе с малышом. У меня собрана огромная коллекция предметов для детской руки: посуда из Икеи, щетка-ершик на крючке (Влад ею горшок моет), швабра, целлюлозные губки, кувшины, тазики и ведра (стирает носки), вазочки для цветочков, инвентарь для ухода за цветами, леечки, щетка с совком, ножи, пульверизатор для окон и зеркал, резиновый скребок, расчески, губка для обуви, маленькие наборы настоящих инструментов. Пакеты в доступе: в них и складываем, ими играем. Стол и стульчик, скамейки для ног. Весь уход за собой тоже приспособлен под ребёнка: удобно одевающаяся одежда, горшок в открытом доступе (кстати, в Америке он стоит в центре группы 🙂 )

У нас все это разложено по всей квартире так, как удобно семье.

Важно:

  • Всего понемножку — по 3-4 набора на полочке.
  • Постоянно обновляю что-то, меняю. Разнообразие опыта.
  • Максимальное удобство для детских ручек и безопасность.
  • Наибольшее внимание опыту, который имеет практическое применение в реальной жизни, так как через него идет непосредственная передача культуры семьи и даже страны (например, приготовление блинов), а также закладываются причинно-следственные связи (приготовил -> съел -> насытился, принес веник -> подмел -> чисто, оделся -> стало тепло и так далее).
  • Тактичность и терпение в поведении взрослого. Поначалу бывает очень грязно, мокро и даже опасно.

полочки

В целом, ничего искусственного и уникального, обычная жизнь любой семьи. В этом и суть: дать представление о нашей обычной жизни и ее свойствах посредством всех органов чувств.

После 3 лет, по Монтессори, задача другая — утончение этих органов чувств. Поэтому они тоже манипулируют, но с совершенно иной целью. После 6 дети тоже манипулируют, но уже подходят к процессу с «научной» точки зрения. Это возраст опытов и экспериментов.

О том, как организовать Монтессори-среду для детей 1-3 лет,
рассказала Монтессори-педагог Светлана Савельева.

 


Почитать про предметную деятельность с детьми до 3-4 лет вы можете и в других статьях на сайте:

Посмотреть вебинар:



Введите ваши данные в форму ниже, чтобы получить запись вебинара "Живём играючи! Мифы и реальность детской игры"






Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.


 

Интересны ли вам подобные материалы о методиках раннего развития и взгляд на них психолога, специалиста по игре Натальи Лейкиной? Пожалуйста заполните короткую анкету, и мы подготовим для вас новые интересные статьи.


Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Контейнирование в горячих ситуациях>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика