Открыть меню

Произвольность или послушание? Часть вторая

произвольность в игреДорогие читатели!
Интервью со специалистом по развитию детской игровой деятельности Ириной Алексеевной  Модиной про формирование произвольности у детей вызвало столько откликов, что мы продолжили беседу с Ириной Алексеевной на эту тему.

Ирина Алексеевна, прошлая статья вызвала много вопросов. Например, некоторые родители считают, что в игре правила выполнять и так не сложно: дети ведь любят играть и превращаться?

И.А.: Способность выполнять правила в игре напрямую связана с развитием игровой деятельности. Представьте себе ситуацию: дети сидят в круге и договариваются о том, как они будут играть в больницу. Двое мальчиков бегают по группе, громко смеются и колотят друг друга мягкими модулями. «Давайте, как будто, вы будете нас охранять,» — предлагает им воспитатель, и ребята, взяв пластмассовые палки вместо оружия, начинают играть в охранников и при этом стоят на месте почти навытяжку.

как играют дети

Но когда другие дети начинают строить больницу, мальчики вновь принимаются бегать и всем мешать. Причина в том, что у них, маленький игровой ресурс. Дети мало знакомы с тем, что происходит в окружающей их жизни, поэтому им неинтересно в это играть. Могут немного побыть охранниками, потом эпизодически включаются в игру в роли шофера, который подвозит в больницу продукты, и все. Есть набор игровых действий, не связанных сюжетом. И хаотичная смена роли.

У этих ребят нет опыта «включения» произвольности для выполнения правил игры, потому что нет самой игры. А игры нет, потому что дети правил не знают, не выработали.

На самом деле, игра для детей не только развлечение, но и большая (и интересная!) работа, играя, им приходится узнавать и удерживать очень много правил. Это для нас с вами очевидно, что в детской поликлинике лечат, а не стригут детей. Мы с вами хорошо знаем, как работает кассир, что говорит кондуктор… А детям сложно поместить в себя и удержать в игре все эти правила реальной жизни. Ведь так хочется поиграть во всё сразу! Но если скакать от роли к роли — пострадает сюжет. Как вы думаете, что будет, если дежурный скорой помощи вдруг захочет стать больным и удерёт с поста? Наверное, игра закончится.

 

Ирина Алексеевна, Вы нас убедили, что соблюдать правила даже в игре не так просто. Как же помочь ребенку, при этом не давя на него?

фото произвольность в игреДля этого родителям надо не только обучать ребёнка правилам, но и по-настоящему играть с ним. Кстати, для этого я и придумала “Сюжетно-событийные игры”, в которых с помощью специальных технологий такие качества как произвольность целенаправленно и быстро развиваются (если ребенку больше 5 лет).

Известный психолог Д.Б. Эльконин провел очень интересный эксперимент:

В зоопарк отправились две группы детского сада. В одной группе воспитатель вместе с детьми только рассматривал животных, а в другой обращал внимание своих воспитанников и на работников зоопарка. На следующий день все дети захотели поиграть в зоопарк. При этом дети первой группы были только животными, а дети второй группы в игре разделились на зверей и работников зоопарка. То есть, кто, что увидел.

 

Интересно. И как долго длится развитие произвольности?

И.А.: Развитие произвольности в игре происходит постепенно. При этом каждый из детей имеет свой темп продвижения. Однажды я наблюдала очень показательную в этом плане игру. Дети старшей группы решили поиграть в день рождения. Они построили дом именинницы, торговый центр, в котором купили себе наряды и подарок к дню рождения Гали (так звали именинницу).

Затем дети сделали из стульчиков автобус, на котором отправились на праздник. Водителем автобуса был мальчик Сережа, который только недавно начал включаться в игру. Он крутил руль, объявлял остановки и больше ничего его не интересовало. Сережа явно играл не в общую, а в свою игру.

Дети купили билеты, поиграли в контролера, который поймал «зайца», и уже хотели выходить, чтобы поиграть в «День рождения», но Сережа по-прежнему с упоением крутил руль и по третьему кругу объявлял остановки.

«Уже скоро приедем«, — говорил кто-то из пассажиров. – «Через две остановки будем выходить«.
«Нет, еще не скоро«, — отвечал Сережа. – «Еще долго ехать«.

Через некоторое время дети подошли к выходу и стали говорить, что видят, как Галя им машет рукой. Но Сережа был неумолим. Он не мог принять и удержать правила общей игры. Произвольности хватало только на выполнение правил игры в водителя автобуса. И тут кто-то из детей нашел выход: «А давайте, как будто, автобус сломался!». Все вышли, а Сережа растерялся.

И здесь воспитатель помог мальчику выйти из роли, в которой он просто застрял: «А где же наш Сережа? Давайте его позовем». После этого все отправились на день рождения к Гале. Вот так, шаг за шагом, дети учились следовать правилам и управлять собой. Игра учит ребенка правилам.

 

Ирина Алексеевна, а умение ребенка удерживать правила игры как-то влияет на его произвольность в обычной жизни?

И.А.: Давайте вместе подумаем над этим вопросом. Вначале может показаться, что в игре волевое усилие относится не к ребенку, а к игровому персонажу, роль которого он на себя взял. Убери роль, и ребенок вновь станет неуправляемым, как это было в случае с нашими охранниками. Но на самом деле, развитие произвольности все равно происходит. Постепенно.

Ведь это волевое усилие, пусть пока от имени игрового персонажа, совершает сам(!) ребенок. В конце концов, наступает момент, когда он может присвоить свои достижения и перейти на новый уровень, управлять своим поведением не только в игре. Так формируется произвольность.

Это можно сравнить с выпечкой хлеба в форме, куда вначале заливается тесто. В нашей фото произвольность в игреаналогии игра – это тепло, тесто – произвольность, формы — правила. Под воздействием тепла тесто выпекается, после чего формы убираются.  Ребенок теперь способен сам удерживать правила, находясь не только в игре, но и в реальной жизни.

 

Ирина Алексеевна, и самый популярный вопрос: а когда же, наконец? К какому возрасту у детей происходит становление произвольности?

И.А.:  Ближе к школе, к 5-7 годам. Когда они наиграются в сюжетно- ролевую игру и заинтересуются играми по правилам. То есть играм, в которых правила уже открыты, а не спрятаны под привлекательным сюжетом. И вот чудо: ценным для ребенка становится выполнение самих правил. Он делает это сам и требует от других участников игры. Развитие детской игровой деятельности прошло успешно! Поздравляю, ваш малыш вырос!

Можно, конечно, заставить, и трехлетнего малыша подчиняться правилам, но зачем? И какой ценой? Пусть все придет к нему в свое время.  

 

Спасибо. В следующий раз мы поговорим о другом качестве успешного человека, формируемом в детстве — креативности.

Если вас заинтересовала эта статья, заставила задуматься или вызвала возражения — напишите нам в комментариях!


Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Экспресс-курс ЗЛОСТЬ ПОД МИКРОСКОПОМ
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика