Открыть меню

Детство без мультиков и гаджетов: а зачем? Продолжение интервью

малыш с айпэдомВ прошлый раз мы с вами говорили, что ранний просмотр видеофильмов, приобщение к гаджетам (даже как источникам развивающих занятий и игр) очень вредны для ребенка. Они тормозят его развитие, вызывают привыкание и мешают маме научиться понимать своего малыша. Что же делать?!! Мы продолжаем беседу с детским и семейным психологом Натальей Лейкиной.

Порой родители хотят ограничить смотрение телевизора, но не знают, с чего начать, чтобы не испортить отношения с ребенком, не подорвать доверие. Можете ли вы подсказать стратегию действий или поделиться опытом? Чтобы все прошло мирно.

Не всё мирно проходит. У нас нет цели не иметь конфликтов. У нас есть цель — иметь авторитет в глазах ребенка. Чтобы мы руководили его воспитанием, а не он сам 🙂 .

Если ребёнок подсажен на мультики, то он будет требовать, требовать и требовать. Конфликтов бояться не надо.

Поделюсь личным опытом. Когда родился младший сын, поставить мультик- это было на тот момент, как мне казалось, единственная возможность занять 4х-летку пока я укладывала младшего. Сам он тогда ещё не мог себя долго занимать 🙁 . Причем, мы выбирали хорошие мультики. Но он подсел. Все разговоры с утра были о мультике. Когда же он будет его смотреть. В какой-то момент, оценив размеры бедствия, я сказала, что у нас меняются правила. Мы смотрели раз в день, а теперь будем смотреть раз в неделю. Правила вводят родители.

Мы стали смотреть 1 раз в неделю. Он сначала контролировал, чтобы это было. А потом стал забывать. Зависимость от мультиков прошла. Мозг разгрузился.

Вы стали с ним больше играть?

Да, с пяти с половиной мы стали больше играть вместе, хотя он и до этого играл со старшими сестрами, и как-то мультики отошли. Сейчас ему уже 9 лет. Мы чаще смотрим, но вместе. Он уже взрослый и смотрит такие фильмы и мультики, после которых требуется поговорить, попереживать. И родителям нужно быть в теме.

Спасибо, что поделились опытом. Но наши дети встречают соблазны не только в семье. Как объяснить ребёнку, почему его друзья смотрят телевизор или играют сколько хотят, а ему можно только N минут в день?

Я бы сказала, что все мы живем все по-разному, в семьях разные ценности. Часто это проблема родителей, которые сами имеют некоторый комплекс, что должно быть также, как и у других. Ребёнок ловит это на тонком психическом уровне и сам начинает беспокоиться. По опыту я знаю, что у родителей, которые спокойно относятся к тому, кто-то ест чипсы, а кто-то не ест; кто-то пьёт кока-колу, а другие — нет, и дети спокойнее. То же и с гаджетами.

В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок достаточно привязан к семье и её ценностям, а не к ценностям других семей.

Позднее, в подростковом возрасте, ребенок будет открывать, что другие семьи могут жить по-другому, и я могу выбирать. И ещё начнутся общения в соцсетях, как важная форма общения для подростка на сегодняшний день. И это важная и отдельная тема — подросток и компьютер. О ней нужно говорить отдельно!

Но ребенка, укоренённого в существующую реальность, не страшно отпускать в реальность виртуальную. Он не перепутает виртуальный мир с реальным.

рассказываю о мозгеКроме того, примерно лет с 4-5 я объясняю детям вред мультиков, когда их много. Рассказываю, как формируются нейронные связи. Показываю, в чем таится опасность. Мы играем или смотрим ровно столько, сколько я считаю нужным, потому что я отвечаю за ваше здоровье. По-разному объясняю, но обычно это срабатывает.

Главное, родитель должен быть уверен, что это правильно. Тогда он найдет и нужные слова, и объяснения.

Современный мир становится все более цифровым, стремительным. Возникает опасение: не приведёт ли ограничение ребёнка в использовании гаджетов, смотрении популярных фильмов, мультфильмов к сложностям в общении со сверстниками, в адаптации в современном мире. Посоветуйте пожалуйста нашим читателям, как тут соблюсти меру.

компьютерная играОпыт показывает обратную зависимость: чем больше гаджетов в жизни ребенка, тем сложней они общаются и меньше развиты у них собственные естественные формы активности!

Есть исследования западных специалистов, что из-за просмотра большого количества видеоматериалов у молодого поколения формируется клиповое мышление, они не умеют обрабатывать информацию, задерживать долго внимание. А вот таких, что дети, не освоившие до школы айпад, хуже развиваются, — нет.

Дети достаточно быстро осваивают новую технику, в том числе компьютер, и он от них никуда не уйдет. А тот вред, который наносится психике, зависимость от мультиков или гаджетов будет.

Интересно, а ваш проект “Рисуем и играем вместе с мамой”. Не связано ли его возникновение со стремлением отвлечь детей и родителей от телевизора?

Нет. Цель проекта — дать родителям понимание этапов игровой деятельности. Большинство мам и пап знают только сюжетно-ролевую игру, и им скучно и неинтересно играть с детьми.А игра у детей- это основной вид деятельности примерно с 2 лет и до 8-9. Этапов много. И как в прошлом неиграющая мама, знающая все сложности нахождения вдохновения и возможности впустить игру в мир семьи, я хочу помочь другим родителям. Задача — вдохновлять на игру тех родителей, которым сложно играть. Но многие родители и специалисты, кто уже играет с детьми, находим много важного и полезного в нашем проекте!

rp_20150129_110445-300x225.jpg

Что автоматически даёт некую альтернативу телевизору и гаджетам.

Это безусловно. Хорошо играющий ребенок скорее убежит играть, чем зависнет у того же друга за айпадом. Мой старший сын, когда разыгрался и почувствовал вкус настоящей игры сказал мне как-то: “Мам, мне неинтересно общаться с эти мальчиком, он только может играть в планшете и мультики смотреть, а играть не умеет…” До 7 -8 лет дети общаются через игру! Если нет игры, то и нет общения и интереса к друг другу!

У меня  планах провести марафон

“10 дней без мультиков и гаджетов с детьми”.

Его цель — показать родителям разнообразие способов взаимодействия с ребенком.

Хочу подчеркнуть. Если мы не даём сейчас мультик и учимся жить вместе с ребенком, развиваем собственный интерес к разным видам деятельности наших детей,   мы вкладываемся в будущее. Понятно, что чуда не произойдёт и, не получив мультика, ребёнок не сразу начнёт чем-то заниматься. Возникнет пустота, которую нужно чем-то заполнить. И здесь придётся подключаться родителю. Это либо игра, либо книга, либо любое творчество! Какое-то совместное дело! Недавно мне одна мама говорила, что дает смотреть 3х- летнему малышу мультики по  часу в день, чтобы что-то приготовить! Но можно же ведь готовить вместе!

Бытовые дела — это отличная деятельность для развития ребенка и налаживания отношений между взрослым и детьми. А мы не используем такую возможность!

Вкладываясь в игру, мы вносим вклад в наше общее с детьми настоящее и будущее. Уже через год ребёнок больше будет играть самостоятельно. И пригласив парочку друзей, особенно играющих, вы будете любоваться на своих детей. Как сейчас это делаю я.

Вкладываясь в игру, мы вносим вклад в наше общее с детьми настоящее и будущее.

Спасибо. Для меня было полезно и неожиданно узнать, что можно рассказывать детям про нейронные связи. И про определение времени для показа развивающих фильмов. В заключение, что бы вы могли пожелать нашим читателям, стремящимся стать самыми лучшими родителями для своих детей?

Во-первых, вы уже являетесь самыми хорошими родителями, вам не надо такими опять становиться!

Во-вторых, играйте со своими детьми! Не отдавайте их гаджетам!  Когда ребенок пойдет в школу — ваши отношения могут стать более функциональными (как уроки, все ли успел, на кружок сходил?). А игра и другие интересные совместные виды деятельности — это как раз то пространство, где можно полноценно общаться с ребенком. И эту способность — играть, можно, и я бы даже подчеркнула нужно, родителям развивать! А не опираться на свое нежелание, скуку и невозможность играть!

Почитайте статьи на нашем сайте (там много материалов об игре), а лучше приходите к нам на Игровые мастерские, и мы вам поможем, подскажем идеи, сюжеты для игр.

Отношения с детьми — это главное. Сначала — отношения, потом — воспитание.

Часто родителям советуют: делайте с детьми только то, что вам кажется интересным. А этого интереса может быть слишком мало у родителя. Я за то, чтобы развивать свои интересы в сторону детей. И если вам сейчас тяжело и скучно играть с ребенком-это не означает, что так будет всегда! Игра- это  деятельность, которая нужна всем: и детям , и взрослым! И тогда вы всегда сможете понять, принять, поддержать своего ребенка. И в настоящем, и будущем А отношения — это главное. Сначала — отношения, потом — воспитание.

Беседу провела Юлия Романова.

P.S. Сегодня мнение Натальи Лейкиной относительно вреда и пользы гаджетов для современных детей несколько изменилось. Узнать об этом можно в специальной статье.


Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Живем играючи: Мифы и реальность детской игры>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика