Открыть меню

Мамы разные нужны, мамы всякие важны?

ребенок расстроенКакой вы родитель? Хороший, самый лучший или “вот уж не повезло моему ребёнку!” ?
Интернет пестрит разными определениями. Придуманы родители-рохли и родители-дельфины, родители-тигры и даже мама-транспорт… Одни говорят, что раз мы достались нашим детям, то это лучший вариант, другие подробно объясняют, что надо сделать, чтобы стать самыми лучшими мамами и папами.

Наши мамы и бабушки не знали, что такое интернет, социальные сети, эмоциональный интеллект, Я-сообщения, Активное Слушание, привязанность и психическая травма… Давление внешнего мира ограничивалось телевизором и старушкой у подъезда, ехидно замечающей: “А вот все другие дети здороваются, а твой…”, “воспитанные дети не бросаются хлебом и не топают по лужам”.

Теперь в Инстаграме мы можем каждый день видеть счастливых детей и их не менее счастливых всё успевающих мам. Умные книги (известные психологи, многодетные опытные мамы, известные общественные деятели  — список можно продолжить) советуют:

  • Давайте ребёнку свободу, пусть он на личном опыте познаёт, что хорошо, что плохо!
  • Ребенку нужен режим и структура!
  • Ребёнок должен уметь подчиняться, если он не слушается, считайте до пяти и…
  • Если ребёнок капризничает — оставьте его одного…
  • Нет! Если он капризничает — его обязательно надо утешить!
  • Главное, это привязанность!
  • Слушайте только себя, а не специалиста! Мама всегда знает лучше!фото как стать хорошей мамой

Становясь родителями, осваивая эту новую “роль” почти как “профессию”, мы становимся особо уязвимыми к общественному мнению. И не важно, какой по счету у вас ребенок: все дети разные. А обилие информации только усложняет поиск ответа на вопрос: каким должен быть ХОРОШИЙ родитель СВОЕГО ребёнка?

Я не очень люблю тесты. Как правило, они дают односторонний результат. Но тест “Какой у вас родительский стиль?” из книги Дж. Готтмана и Дж. Деклера «Эмоциональный интеллект ребенка» мне понравился. Его вопросы помогают лучше понять себя, задуматься о своем стиле воспитания и будущем детей. С этого теста мы начинаем путь к радостному родительству на тренинге “Приручи дракона” .

Итак, авторы книги выделяют 4 типа родителей: отвергающие, неодобряющие, невмешивающиеся и эмоциональные воспитатели. Рассмотрим каждый из типов подробнее.

Отвергающий родитель

Он не замечает чувства ребенка, считает их неважными, неинтересными. Плач, крик, агрессия пугают или раздражают такого родителя, и он стремиться отвлечь ребёнка чем-нибудь интересным. В раннем возрасте это срабатывает. А потом? Когда ребенок становится старше, такие родители прибегают к насмешкам, им кажется, что стоит освободить эмоции, как случится нечто страшное.

Отвергающий родитель мало знает и о своих чувствах, его больше интересует, как справится с эмоцией, а не её причина. Именно так воспитывали большинство из нас. Главное — чтобы снаружи все было красиво.

Как понимает это ребёнок?

“Я — неправильный, всё, что я чувствую — это плохо, наверное у меня есть какой-то врожденный дефект.” И даже хуже: “Я не имею права быть!” А ведь мы помним, что одна из главных потребностей детей — это потребность в принятии их родителями!

В будущем таким детям возможно будет трудно управлять своими эмоциями, трудно принимать решения. переносить эмоции в своей собственной семье.  Они боятся печалиться, чтобы не впасть в депрессию, а испытывая злость, думают о том, как бы не потерять контроль и не причинить кому-нибудь боль. И их самооценка, как правило, будет занижена.

Неодобряющий родитель

Он немного похож на предыдущего, но относится к негативным эмоциям ещё более непримиримо. За слезы, печаль, злость, другие чувства он может сделать выговор и даже наказать ребёнка. Наказание бывает физическим, а бывает и моральным, когда ребенка наказывают лишением общения (отправляют в свою комнату, не разговаривают по несколько дней).  Ребенок должен:

  • слушаться старших;
  • знать своё место;
  • соответствовать стандартам.

Такой родитель совершенно уверен, что отрицательные эмоции — это свидетельство слабости характера и дурного воспитания, попытка манипуляции, которую необходимо пресечь. Эмоции отнимают силы, позорят его как родителя. “Замолчи! Закрой рот! Мало ли что тебе хочется! Мальчики не плачут! Девочки не дерутся!” — вот далеко не полный список фраз из арсенала неодобряющего родителя.

Такой родитель часто твердит, что его “ещё и не ТАК воспитывали, а он вырос и стал человеком!” Борясь с ребенком за власть, неодобряющий родитель защищает своё “право быть”, забывая, что перед ним — ЕГО РЕБЁНОК, а не его отец (мать, дед…).

Как чувствует себя ребёнок?
Что с ним что-то не так. Его самооценка занижена, ему трудно общаться, трудно учиться и разрешать проблемы. Он сам себе не доверяет. И самое печальное, если ребёнка сильно наказывали, он будет бояться любой эмоциональной близости, полагая, что она приведёт к боли и унижению.

На этом фоне неплохо смотрится

Невмешивающийся родитель

Он принимает ребёнка таким, какой он есть. Разрешает ему выплёскивать свои чувства и не устанавливает ограничений. Считает, что всё само наладится, стоит только выразить эмоции.

Помните эту замечательную маму из мультфильма про домовёнка Кузю? Чтобы ни сделала девочка — ответ один “Умница дочка!” Сначала мы завидуем девочке, а потом становится как-то грустно. Зачем нужна такая мама, если ей всё ОДИНАКОВО хорошо ?

Какие “подводные “камни есть в этом стиле родительства? Невмешивающийся родитель не помогает детям решать проблемы и не учит их этому, не рассказывает детям, как нужно себя вести и не берет на себя их защиту. Не помогает найти ребенку свой стиль в выражении горячих чувств.

Как чувствуют себя дети?

В школе таким часто завидуют: “Вот повезло с предками!” Тем не менее и у этих детей есть проблемы. Они не чувствуют границ, не умеют управлять своими эмоциями и поведением, им трудно долго удерживать внимание. Возможно, будут сложности во взаимодействии с другими   детьми.

Неужели все так плохо? Дж. Готтман и Дж. Деклер выделяют четвертый тип:

как стать лучшей мамойЭмоциональный воспитатель

“Эмоциональное воспитание больше похоже на искусство, оно требует осознанности, умения слушать и поведения, направленного на решение проблем”.

Этот родитель похож на невмешивающийся тип, но есть и важные отличия. Он осознаёт и ценит как свои, так и детские эмоции, готов выслушать ребёнка и утешить, но не навязывает ему своего мнения, не учит, ЧТО тот ДОЛЖЕН чувствовать. Этот родитель достаточно уверен в себе, чтобы не впадать в панику рядом с испуганным, печальным или разозленным ребёнком. Он может выслушать и помочь; он не пытается решить проблему, но может подсказать варианты и, что самое главное, натолкнуть ребёнка на путь решения.

Жить рядом с таким человеком хорошо, и не только детям.

Как чувствует себя ребёнок?

Уверенно и спокойно. Он чувствует, что его принимают, учится доверять своим чувствам и приемлемо их выражать. Такие дети хорошо учатся, легко заводят друзей и имеют адекватную самооценку.

Какой стиль вам ближе? А какой стиль был у ваших родителей?

В жизни, как правило, встречаются смешанные типы. Стиль родительства нам передаются по наследству, но это не значит, что нам нельзя его изменить!

И еще важно понимать, что в разных ситуациях и состояниях мы можем быть разными: и отвергающими, и невмешивающимися, и неодобряющими. Но у нас у всех есть ведущий стиль.  Хотите определить свой?

Пройдите по ссылке и получите тест-табличку, которая рассчитает сколько в вас от какого родителя.

 СКАЧАТЬ ТЕСТ!

Статья написана по мотивам книги Дж. Готтман и Дж. Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка».

 

 


Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Контейнирование в горячих ситуациях>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика