Открыть меню

Маленькие бунтари или что помогает ребенку взрослеть?

Фрустрация: ребёнок злитсяВсе мы знаем, что дети живут под влиянием своих «хочу». А во взрослом мире правит слово «надо». Мы, как родители, ставим перед собой задачу: научить ребенка подчиняться слову «надо», то есть приспосабливаться к тем обстоятельствам, в которых он находится.

Впервые возможность такого «обучения» возникает, когда ребёнок начинает активно исследовать мир: ползать, затем ходить, становится всё более независимым от мамы. В его мире появляется всё больше запретов и границ.  И он бунтует: громче или тише, в зависимости от темперамента. «Мало ли, что ты хочешь, есть слово надо!» — восклицают родители маленьких бунтарей!

Как научить ребенка подчиняться правилам?

Родители часто спрашивают, что делать, если ребенок в ответ на какой-то запрет или ограничение бунтует, плачет, злится, или даже начинает драться, кусаться, плеваться. Взрослые хотят научить ребенка подчиняться правилам, чтобы он спокойно воспринимал запреты, и был не таким «неудобным» ребенком. Ведь одной из важных характеристик зрелой личности является умение пережить отказ, получив «нет» на свои ожидания и просьбы.

Давайте поговорим об этом поподробнее. Нам в жизни нужно освоить две стратегии взаимодействия с миром.

Две стратегии взаимодействия человека с миром

как научить ребёнка слушаться. Этапы большого пути

Этапы большого пути.

Первая – миропреобразующая. Мы творим, вносим в мир что-то своё, новое, активно взаимодействуем с ним. «Пусть лучше мир прогнётся под нас!» — помните такую песню? Мы являемся этакими преобразователями жизни, ее творцами, и обстоятельства нам подчиняются.

Вторая стратегия – адаптационная. Она нам нужна, чтобы выжить. Это умение подчиняться внешним обстоятельствам, смиряться с тем, что мы не боги, не всемогущие, что не всё подчиняется нам. Эта стратегия нужна, чтобы жить более или менее гармонично, не разрушаться в тех жизненных ситуациях, которые мы не в силах изменить. Например, смерть наших родных. Это часть жизни, которую мы не можем контролировать. Это просто случается: мы теряем близких, люди умирают вокруг нас. Это печально, трагично и больно, но этот факт мы изменить НЕ МОЖЕМ!

Мы можем только проживать эти потери. Переживать и учиться жить без близких людей дальше.

Стратегия адаптации не менее важна, чем стратегия преобразования. Конечно хорошо, когда человек умеет добиваться своих целей, может сказать «нет» другим людям и обстоятельствам, не опускает руки при неудачах. Но если желание человека превращается в навязчивое состояние «получить желаемое любыми способами» — и по–другому никак, то  это приводит к нервным срывам и болезням!

Когда и как мы осваиваем эти две стратегии? Активный период приходится на возраст от 1.5 до 4.5 лет примерно. В этот период родители особенно жалуются на «неудобное» поведение ребенка, на частое непослушание, на трудности в отношениях, повышенную злость и агрессию со стороны ребенка, особенно на ограничения и заперты.

Ребёнок бунтует. Что за этим стоит?

Давайте разберемся, что происходит внутри ребенка, когда он бунтует.

Внешне это выглядит, например, так: малыш подошел к шкафу, он исследует мир, ему интересно. Мама знает, что забыла там стиральный порошок, ребенок заинтересуется, полезет в порошок, поэтому она просто не разрешает открывать шкаф, накладывает запрет. В этот момент ребенок встречается со своей неудовлетворенной потребностью познания. Реакцию на неудовлетворенную потребность психологи называют реакцией фрустрации, т.е. ребенок проживает фрустрацию.

А что происходит внутри?

Этап 1. У ребёнка выделилась энергия на удовлетворение потребности, а потратить её на удовлетворение потребности он не может. И он ищет способы изменить ситуацию, начинает бунтовать, требовать, чтобы мама ему все-таки разрешила. То есть осваивает стратегию преобразования мира. Пытается мир подчинить себе, сделать что-то с обстоятельствами и добиться удовлетворения своей потребности.

Этап 2. Если это невозможно, энергия течет дальше, и ребенка есть два варианта её реализовать.

Первый выход – заплакать. Это очень хороший вариант. Психологи считают, что через слезы ребенок учится проплакивать невозможность изменить обстоятельства, удовлетворить свои желания. Через эти слезы выходит энергия, которая выделилась на удовлетворение потребности, и ребенок адаптируется к тому, что не в силах изменить. Даже есть специальное название таким слезам – «слезы тщетности».

Мы все знаем, одно из отличий детей от взрослых в том, что дети много плачут. Часто они плачут из-за того, что у них еще не сформирован навык проживания неудовлетворенной потребности, через плач они адаптируются к тому, что они не могут поменять.

Этап 3. Наступает, если по каким-то причинам выход через слезы заблокирован, но потребность не удовлетворена.

Второй выход: ребенок набрасывается на маму с кулаками, начинает ее кусать, обзывать (если умеет хорошо говорить). То есть ребенок всячески проявляет несогласие с ситуацией в виде атаки на источник преграды. Прожив эту ситуацию таким образом, ребенок выпускает энергию фрустрации через атаку. Однако если психика ребёнка реагирует только атаками, у него мало шансов конструктивно адаптироваться под те обстоятельства, которые он не может изменить, т.е. выплакать «слезы тщетности».

Для психики «слезы тщетности» являются более целительными, адаптивными, чем реакция атаки.

В жизни допустимы оба способа. Но здесь родителям важно понимать, что на любой запрет последует какая-то реакция ребёнка. Если не запрещать ребёнку плакать и гневаться, он будет успешно осваивать и первый, и второй способ адаптации. Часто именно родители не могут перенести детских слез, переживаний и запрещают слёзы совсем! Особенно мальчикам!

Когда же он повзрослеет?

Порой у взрослых существуют завышенные ожидания, что ребенок не должен эмоционально реагировать на запрет, а обязан сразу согласиться. Давайте помнить о том, что это та реакция, до которой ребенок должен дорасти. И он не созревает до неё «вдруг», за один раз. Это процесс, необходимы время, благоприятная среда, чтобы ребенок научился смиряться. Благоприятная среда — это наша реакция на его бунт, то, как мы сопровождаем, воспринимаем ребёнка в этот момент. Если благоприятная среда создана, то формирование спокойной реакции на запреты — дело времени. Времени, за которое накапливается опыт, происходит созревание головного мозга и развитие произвольности!

Давайте помнить: если Вы что-то ребенку запрещаете, то обязательно получите какую-то реакцию, потому что ему нужно освоить две стратегии:

1. Попробовать изменить обстоятельства под себя. Это ему пригодится потом в жизни, чтобы не опускать руки, не отказываться от своих желаний и потребностей, суметь реализовать себя.

2. Приобрести навык проживания неудовлетворенной потребности (фрустрации), что возможно либо через выплакивание «слез тщетности», либо через атаку.

Есть еще один способ, но о нем я расскажу позже.

Не запрещайте своим детям плакать, ярко реагировать на запреты! Поддержите детей в их переживаниях, утешьте и дайте выплакать слезы тщетности на ваших любящих руках! Это пройдёт, они взрослеют. И всегда будут благодарны вам за мудрое родительство.

Мы тоже не боги

Реакция атаки

Важно знать, что все тоже самое происходит и со взрослыми. При встрече с фрустрацией своей потребности родителю тоже нужно реализовать выделившуюся энергию! И все эти этапы, которые мы описали, родитель тоже проходит!

Но часто бывает так, что в свое время, в детстве, ваши родители не смогли поддержать вас в развитии всех способов адаптации и взаимодействия с этим миром. И тогда у вас (или другого непрошедшего полностью адаптацию взрослого) есть единственная модель поведения. Это атака. А потом чувство вины. Замкнутый круг.

Чтобы разорвать этот круг, взрослому необходимо развить свои способы адаптации. Пройти этот болезненный, но необходимый путь. Как? Об этом я расскажу в следующих статьях.

По материалам теории привязанности Г. Ньюфелда,
личного и профессионального опыта консультирования.

 

Дорогие друзья, мне очень важно ваше мнение о статье. Спрашивайте, спорьте, делитесь опытом, оставляйте комментарии!

Если проблемы с детскими истериками и агрессивными реакциями вам близки, если вас волнуют собственные реакции на фрустрацию, я буду рада вам помочь на тренинге «Приручи дракона». Сейчас действуют скидки раннего списка!

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРОГРАММОЙ ТРЕНИНГА!


Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Живем играючи: Мифы и реальность детской игры>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика