Открыть меню

Как подготовить руку к рисованию и письму

фото нейропсихолог ВераШелеховаЭтот вопрос волнует родителей уже со второго года жизни ребёнка, а иногда и раньше. И неудивительно: рисование развивает и моторику, и творческое начало; а умение держать карандаш и ручку очень пригодится в школе. Советы можно услышать самые разные. От “надо сразу давать карандаш правильно” до “не трогайте ребёнка, подрастёт — сам научится”. Так кому же верить?

Об этом мы поговорим с экспертом — детским психологом Верой Шелеховой. Мы уже встречались с Верой на страницах сайта, когда рассказывали о тактильно-двигательных играх.

Сегодня займёмся развитием и укреплением пальчиков. Вас ждут

  • подробное описание этапов подготовки руки к письму и рисованию;
  • советы чем и когда рисовать, чтобы не отбить у ребенка желание;
  • игры (ссылка на странице) и упражнения (ссылка на странице) для подготовки руки к письму;
  • а также чек-лист: что должен уметь ребёнок от рождения до 3х лет делать руками.

Предоставляем слово эксперту.

Как научить ребенка правильно держать карандаш? Чем рисовать: мелками, карандашами или фломастерами? Посмотрим на эти и другие вопросы с точки зрения сенсомоторного развития.

Сенсомоторным развитием называют сочетание двигательных и моторных навыков, тактильной чувствительности и умения соблюдать баланс и равновесие.

Оно является фундаментом всего психического развития ребенка. Чем больше способов рисования попробует и освоит ваш малыш, чем разнообразнее по форме и фактуре будут материалы, тем легче ему будет правильно держать ручку и карандаш, рисовать и писать.

Этапы подготовки руки к письму и рисованию

К правильному, эргономичному и эффективному держанию карандаша ребенок идет постепенно, с первых месяцев жизни. Шаг за шагом он учится точно и эффективно владеть своим телом, своей рукой.

фото ребенок играет с погремушкой развивает моторикуСначала он тянется к погремушке. Поверьте, малышу не так-то просто её держать, вертеть … и даже кидать. Затем наступает очередь мелких объектов.

К году ребенок уже может брать большим и указательным пальцами (пинцетный захват) мелкие предметы и произвольно ронять их из раскрытой ладони и из пальцев руки. Думаете он просто балуется, кидая игрушку? Нет, он тренируется!

К полутора годам ребенок хорошо освоил поворот руки ладонью вверх, осуществляет точный захват предметов с помощью противопоставленных большого и указательного пальцев.

К 2-м годам он может схватить карандаш ладонью, в кулачок и рисовать вертикальные линии.

А к 2.5 годам появляется пальцевой захват карандаша и возможность рисовать круги. Начинается эпоха каля-маля!

Вы можете скачать чек-лист “Развитие детской руки от года до трех”,
нажав на кнопку

СКАЧАТЬ

Правильное положение карандаша – между большим, указательным и средним пальцами руки (пальцевый захват). Такое положение ребенок может освоить ближе к 3 годам. До этого возраста, ребенок, обычно, держит карандаш всей ладонью (ладонный захват).

Правильный захват карандаша вырастает из захвата пальцами маленьких предметов, из захвата щепоткой. Когда рука хватает “лапой”, кулаком, всей ладонью, взять карандаш правильно не получится. Для правильного захвата нужна более точная дифференцировка пальцев.

 

Что предложить для рисования?

Задача ребенка в первые годы жизни — оставлять следы: кашей, соком, супом — чем получится.

“Я оставляю след — значит, я существую!”

Мой сын открыл для себя рисование в год и два месяца. Он раздавливал чернику и рисовал пальчиком по столу.

На этом этапе лучше предложить малышу что-то безопасное и легко смываемое, например, морковный и свекольный сок. Для тренировки сенсорной чувствительности “краска” должна быть разной по фактуре: кисель (теплый и скользкий), пена для бритья (плотная, липкая, пахнет), овощной сок.

Когда этот этап освоен, и ребенок хорошо владеет двумя пальчиками, предложите ему рисовать квадратными мелками. Это действительно хороший способ перехода от ладонного к пальчиковому захвату. Сначала ребенок держит мелок кулаком, как будто лапой. И только позже, к 2-2.5 годам переходит захвату пальцами.

фото карандаши трехгранныеТеперь очередь треугольных карандашей. Такой карандаш «сам» правильно ложится в руку. В первом классе из обязательных требований учительницы моего сына было наличие у детей треугольных ручек. Чтобы не думать, как держать.

 

Если ребенок не хочет рисовать

Некоторые дети не проявляют интереса к рисованию, так как слишком трудно нажимать на карандаш, результат незаметен, неинтересно. Да, жёсткими карандашами рисовать трудно и не так просто качественно наследить.

Предложите мягкие толстые карандаши, восковые мелки, фломастеры, которые дают сочный сильный цвет. Это подтолкнёт ребенка к оставлению следов и рисованию.

А чтобы пальцы были сильнее, а детки умнее, не забывайте о мелкой моторике.

 

Готовимся правильно держать карандаш. Полезные упражнения

  1. Берём фасолинки и изюминки с ровной поверхности (например, со стола), с открытой ладони (при этом приходится подстраиваться под форму поверхности).
  2. Перебираем фасоль в банке двумя руками и каждой по очереди. Для этого банку с широким горлом на ⅔ заполняем фасолью.
  3. Находим в банке с фасолью похожие по размеру предметы. Можно начинать с более крупных: желудей, маленьких конфеток, стеклянных шариков, монеток, потом ищем и более мелкие – изюминки. Для тренировки захвата хороши спички, зубочистки или маленькие палочки (кусочки палочек для барбекю). Сначала ищем с открытыми глазами — смотрим, что и как достаем. Затем можно усложнить задачу и искать, не подглядывая.
  4. Солим еду (настоящую или игрушечную) крупной солью. Пальцы в щепотке чувствуют размер крупинок. Усиливает ощущение круговое движение пальцев при «солении».
  5. Перекладываем маленькие камушки, изюминки из одной емкости в другую.
  6. мажем ватной палочкой руку мелкая моторикаИграем в больницу. Больному нужно намазать рану мазью. Аккуратно выдавливаем крем из тюбика, ватной палочкой берем его и намазываем на рану. Тренируется сила напряжения, взаимодействие глаз-рука, тонкие, дифференцированные движения пальцев рук. Это одно из лучших упражнений для подготовки руки к письму!

Подражание – главная движущая сила в развитии ребенка до школы. Детям интересно, что и как делает взрослый. Давай вместе! Существует прием «Рука в руке». Он может помочь правильно держать карандаш и освоить приемы рисования и письма.

 

Прием «Рука в руке»

фото рисование рука в рукеРисовать вместе удобней всего за столом, посадив ребенка на колени. Дети постарше работают сами рядом со взрослым. Кисти рук должны быть расслаблены. Перед занятием можно поиграть в одну из расслабляющих пальчиковых игр.

Вложите в руку ребенка карандаш (кисточку, ручку) правильным способом в пальчиковом захвате. Своей рукой обнимите руку ребенка с карандашом. Для вас карандашом становится рука ребенка. Теперь рисуйте привычным для вас способом. Рука ребенка будет следовать за вами. Ребенок может вырывать руку – я сам! Конечно сам! Вот как у тебя получается, ты сам держишь карандаш ровно и правильно!

Можно прием «рука в руку» использовать и в обратную сторону. Когда вы берете карандаш в руку, чтобы писать или рисовать, а ребенок свою руку кладет на вашу сверху. Вы пишите, а его рука следует за вашими движениями. Ребенок через руку считывает, сканирует ритм и скорость движения, улавливает моторику письма.

Такое рисование и писание дает очень интересное совместное проживание деятельности. Я и сам, и вместе с мамой! Разделенная радость удваивается!

 

“Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…”

Даже немножко порисовать с непривычки бывает сложно, руки устают, желание пропадает. Удержание карандаша требует достаточно высокого напряжения мышц. Трудности с правильным удержанием могут быть связаны с недостаточным тонусом руки. Можно встретить “кисти–тряпочки”, трудно удерживающие, плохо манипулирующие предметами. Тогда требуется особенно много сил, чтобы удержать руку в напряжении. От этого легко устать и истощиться. Поможем нашим малышам стать сильнее… поиграем!

А в игре потренируем расслабление и напряжение кистей рук. Такие игры будут полезны и школьникам. Не зря в первом классе наша старенькая учительница по нескольку раз за урок заставляла весь класс оставлять ручки и играть, как я теперь понимаю, в пальчиковые игры.

Игра от старенькой учительницы

Мы писали, мы писали,

наши пальчики устали (энергично сжимаем и разжимаем кулаки).

Мы немножко отдохнем

и опять писать начнем (расслабленное потрясывание раскрытыми кистями рук).

 

Игры на укрепление руки и пальцев

Игра «Гром, туча, дождик»

Тук-тук, сткукатук, раздается громкий звук.
(стучим кулачок о кулачок)

игра развитие моторики ребенка развитие моторики пальчиковая игра
Туча налетела, дождиком запела
(раскрываем ладони, пальцы напряжены, растопырены)
нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму

Дождик, дождик, кап-кап-кап,
 Ты не капай сильно так (трясем расслабленными ладонями).
Дождик, дождик льется,

нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму
В руки не дается (хлопаем в ладоши).
Хвать! Поймали дождик!
нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму

 

Игра «Волк идет»

 Волк идет, волк идет (стучим по столу кулачками) нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму
 Лисичка бежит, лисичка бежит
(скользящие движения по столу, как гладим),
нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму
 Прыг-скок, прыг-скок, скачет зайка серый бок
(хлопаем по столу раскрытой ладонью)
нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму
 Паучок ползет, ползет, в гости в Саше приползет
(стучим пальчиками по столу).
нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму нейропсихолог пальчиковая игра подготовка руки к письму

 

Игра с фасолью

В банке (коробке) с широким горлом перебираем фасоль. Набираем полные горсти фасоли, раскрываем ладонь и высыпаем. Взял – отдал, напряг – расслабил.

Играйте, упражняйтесь, творите и… стимулируйте сенсомоторное развитие вашего ребенка.

Радости и удовольствия вам от творчества!

Вера Шелехова,
детский психолог


Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Мама, поиграй со мной !>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика