Открыть меню

Играют все!

Дорогие друзья!

На страницах нашего сайта много статей о полезности игр для развития детей (игры от года до 9).

 

осьминоги играют

 

А вы знаете, что осьминоги тоже играют? Да-да, они замечены на начальной ступени игры – предметно-манипулятивной деятельности.

Я сейчас задам вам сложный вопрос: какие животные умеют играть и играют? Не детёныши, а именно взрослые животные?

— правильно: кошки, собаки, дельфины, а ещё выдры – очень креативные создания, медведи…

 

Исследователь игровой деятельности у людей и животных Стюарт Браун отмечает, чем больше у животного объём мозга, тем более оно игриво :-). И наоборот.

На самом деле играют все, (если считать игрой некое бесцельное и приятное времяпрепровождение), не только млекопитающие.

фото как играют животные коза

Играющие на горных склонах козы нередко срываются вниз, но, тем не менее, до сих пор не вымерли. Почему естественный отбор не произошёл в пользу более «серьезных» созданий? Зачем они тратят энергию и время на подобные бесцельные занятия?

Есть мнение, что, играя, животные учатся охотиться. Однако известны опыты, когда котятам не давали играть, участвовать в дружеских потасовках, тем не менее охотиться они научились. Но… им было трудно взаимодействовать с себе подобными. Трудно было отличить, кто свой, а кто враг.

Так некоторые дети и взрослые не могут отличить дружеское подшучивание от настоящих издёвок, подзадориваний и нападок. Даниэль Гоулман назвал это свойство «эмоциональным интеллектом» — то есть способностью воспринимать эмоциональное состояние другого и соответственно реагировать. Формируется он в коллективных играх: образных (высшая ступень), сюжетно-ролевых, подвижных.

Это же подтверждают исследования эстонско-американского психолога Jaak Panksepp, исследовавшего влияние игры на развитие мозга. Он отметил, что, играя, молодые животные часто прикасаются друг к другу, и это значимо для их развития. Более того! Если животным один день не удалось поиграть, то на следующий день они будут играть вдвое усерднее!

Тем печальнее наблюдать, что у человеческих детёнышей игровая деятельность часто заменяется на обучение в игровой форме («Игровая деятельность»). Ученый сравнил развитие игровой деятельности у людей и животных и сделал вывод, что возможно, гиперактивность у детей — результат недостатка игры. Всё более популярны “отстраненно-наблюдательные» игры. Но развитие мозга, всех органов чувств, формирование новых связей возможно только в активных играх!

В играх формируется и закаляется характер. Например, ненамеренно, в безопасном пространстве игры развиваются умения взаимодействовать, понимать другого человека, реагировать на неожиданности – свойства, которые пригодятся ребёнку не только при поступлении в школу (психологи это тестируют), но и в течение всей жизни.

Недаром взрослые на специальных тренингах (и на фуршетах) старательно оттачивают «эмоциональным интеллект». В современном компьютеризированном мире способность легко общаться становится особенно ценной и востребованной. Вы хотите видеть своего ребёнка успешным и счастливым?

Играйте с ним! А если вам скучно или трудно играть — мы будем рады видеть вас на наших тренингах:

И пусть каждый день вашей совместной с ребёнком жизни будет радостным, полным общения и впечатлений вкладом в его светлое будущее!

 

Статья написана по мотивам

  1. Браун С, Воган К. Игра. Как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009  
  2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013

Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Контейнирование в горячих ситуациях>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика