Гаджеты: польза или вред
28 05 2018 Н.Лейкина Пока нет комментариевЯ долго сопротивлялась регулярному просмотру мультиков или фильмов в жизни моих детей, пока не увидела, что после этих просмотров мои дети активно играют!
Из нового опыта родился этот текст.
Телевизоры, смартфоны, телефоны — давать или не давать их детям? А если давать, то с какого времени и как?
- Хотя психологи давно бьют тревогу и говорят об опасности возникновения зависимости от гаджетов, если давать их маленьким детям;
- Хотя Американская академия педиатрии советует избегать любых экранов до 18 месяцев ребенка и с большой осторожностью относиться к ним позже
Крупномасштабных исследований на эту тему не много. У ученых нет доступа к внутренней информации игровой индустрии. Известны лишь отдельные эксперименты с участием детей, пользующихся гаджетами с сенсорными экранами.
Более того, 90% родителей не пользуются рекомендациями педиатров и психологов. Гаджеты попадают в детские пальчики намного раньше года. Тема мультиков и детских компьютерных программ давно превратилась в этакого “бабайку” для родителей, способ вызвать чувство вины, стыд, запугать: если ребёнок много смотрит телевизор (компьютер, другой гаджет), то у него будет:
- ожирение,
- плохой сон,
- проблемы с учебой,
- трудности с общением,
- неадекватное поведение
- и даже склонность к наркомании и депрессии.
Но усталые мамы и папы все равно используют видео, чтобы выкроить минутку отдыха, и своим примером показывают, что телевизор (планшет, телефон…) — это здорово! По разным источникам взрослые проводят перед разными девайсами, в среднем, 2-4.5 часа в день.
Тогда о чём говорить?
- О том, как сделать это время более безопасным, полезным для развития отношений с ребёнком и самого ребёнка!
Ниже мы рассмотрим несколько правил, способствующих этому. Мы будем говорить о телевидении, включая в это понятие и мультфильмы, и фильмы, и разные компьютерные и развивающие игры, планшеты и другие гаджеты.
Смотрите мультфильмы вместе!
Дети осваивают мир через общение со взрослым. Взрослый показывает игрушку, обращает внимание на её особенности, показывает как с ней можно взаимодействовать. Взрослый же даёт оценку: “Киска пушистая, ласковая; а плита горячая, ай-ай, осторожно”.
Так же должно происходить и с телевидением. Это — совместная активность. Конечно, взрослому трудно 20 раз смотреть 8ю серию Маши, но первый просмотр обязательно должен быть совместным.
Относитесь к телевидению как к книжке с картинками!
Любая форма медиа-материалов: книги, раскраски, песни, мультфильмы и другое полезны, если способствуют позитивному взаимодействию между ребёнком и взрослыми.
Часто родители показывают мультфильмы, чтобы дети поняли как правильно себя вести: мыть руки перед едой, здороваться или извиняться. Но жалуются, что мультики не действует. Почему?
Ученые из Texas Tech показали, что дети-дошкольники в несколько раз лучше усваивают социальные требования из видео, если родители обсуждают их с ними.
Исследования подтверждают, что даже в 24 месяцев дети могут получить новые навыки из видео, но только в том случае, если родители вместе с ними обсуждают и закрепляют то, что дети видят на экране.
Старших детей можно оставлять и одних перед экраном, но после просмотра хорошо бы поговорить об увиденном.
Пусть вопросы типа “что ты сегодня видел в интернете/по телевизору?” станут такими же обычными, как “что было новенького в школе?”
“А мы его не смотрим” — о вреде фонового телевидения
Раньше, у наших бабушек и дедушек, всегда было включено радио. Это было окно в миро: вдруг жизненно важные новости передадут. Или что-то интересное.
В нашу пору многоканального телевидения, распространения интернет-изданий пропустить что-то важное почти не возможно. Тем не менее, бывает, телевизор включён фоном целый день. По данным Common Sense Media это около 42% семей. А это значит, что
- Взрослые в 10! раз меньше времени тратят на разговор с маленькими детьми и, особенно, с младенцами.
- Ребёнку труднее привлечь внимание взрослого и он перестает пытаться.
- Уровень детской игры снижается. Затрудняется планирование, сокращаются игровые диалоги и использование реквизита, сюжеты становятся однотипнее и примитивнее.
При этом родителям кажется, что все в порядке. Ребенок чем-то занят, все тихо, спокойно.
Разумные меры предосторожности
Смотреть вместе — это не значит, что сколь угодно долго. Кроме того, имеет значение качество и содержание видео. Быстро меняющиеся яркие картинки повышают уровень тревожности, страха и агрессии. Даже самое полезное и подходящее по возрасту видео не может заменить игр с родителями и друзьями, прогулок, спорта, книг.
Не стоит совмещать телевизор с едой.
Степень участия родителей в тематике просмотра зависит от возраста ребенка.
Подведем итоги
- Смотрите мультфильмы и фильмы вместе. По крайней мере в первый раз. Это даст вам темы для дальнейшего общения и позволит лучше узнать своего ребёнка.
- Обсуждайте увиденное и отношение ребенка к нему. Здорово, если вы поиграете в увиденное!
- Введите правила обращения с гаджетами и следуйте им. Например, у нас это 30 минут в день (телевизор или планшет). Исключение может быть сделано на время путешествия или болезни. Вводить правила трудно, но зато потом будет легко им следовать.