Открыть меню

Эмоциональный интеллект — из чего он состоит

фото эмоциональный интеллект ребенкаСейчас очень много говорят и пишут об эмоциональном интеллекте. Но когда я проводила опрос среди своих друзей на Фейсбуке выяснилось, что никто кроме моих коллег-психологов не знает, что такое эмоциональный интеллект.

Этот непривычный для нас термин тесно связан с развитием эмоциональной сферы. Именно развитый эмоциональный интеллект помогает справляться с аффективными состояниями.

 

Что такое аффективное состояние?

Это состояние, в котором эмоции нас настолько захватывают, что мы теряем способность мыслить, принимать решения, адекватно и творчески реагировать на ситуацию, выбирать способы реагирования. Как правило, с этих состояний мы скатываемся на автоматические реакции, чаще всего неэффективные. Мы не можем слышать ни себя, ни другого. Нас, как говорят, “несет”.

Вам знакомо такое состояние? Потом бывает стыдно за свое поведение, возникает чувство вины.

Когда мы остываем, то понимаем, что были неадекватны. Что можно было бы и по-другому поступить. В состоянии аффекта сила нашей реакции превышает опасность ситуации, в которую мы попадаем.

С женщинами это случается чаще, так как мы более эмоциональны.

 

Эмоциональный интеллект включает четыре составляющие:

  1. Способность осознавать свои эмоции и чувства.
  2. Умение их контролировать. Это не то же самое, что управлять. Управление — это значит, мы можем вызвать эту эмоцию, а можем не дать ей возникнуть. На самом деле мы не можем контролировать возникновение эмоций. Но мы можем что-то сделать, когда она возникла. Ограничить силу, перенаправить в другое русло.
  3. Распознавание эмоций в других людях (эмпатия). Понимать, что чувствует другой человек. Присоединяться к нему и разделять его эмоции.
  4. Умение строить отношения с другими. Эмоциональный интеллект ребёнка и взрослого тесно связан с межличностными отношениями. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку сотрудничать с другими. И в профессиональной сфере, и в дружеских, супружеских или детско-родительских отношениях.

Эмоциональный интеллект нужен там, где мы взаимодействуем с другими людьми.

 

Расширенная модель эмоционального интеллекта

Мне очень нравится расширенная модель, предложенная психологом Рувеном Бар-Оном.

схема эмоционального интеллекта

Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она

Думаю, после знакомства со всеми пунктами, вы согласитесь, что значимость эмоционального интеллекта для человека трудно переоценить. Наверное, вам захочется прикладывать все усилия для того, чтобы развивать его и у себя, и у своих детей.

Итак, в расширенную модель входят:

1. Самоуважение

То есть способность понимать, приниматься себя, признавать свою ценность ( важность). Знать свои сильные и слабые стороны. И принимать себя вместе с ними.Не обесценивать свои желания и потребности. Заботиться о себе. Это базовое принятие себя, базовая адекватная самооценка. Согласитесь, самоуважение нам по жизни очень нужно. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли уверенными, уважающими себя личностями.

2. Эмоциональная осознанность

Значит, мы способны различать эмоции в конкретный момент у себя, понимать причины их возникновения, и, аналогично, видим их у другого человека. Понимаем свои и чужие потребности.

3. Ассертивность

Это способность открыто выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, уважая себя и своего собеседника. То есть это открытое поведение, которое способствует самовыражению. Отсутствует страх озвучить свое мнение, чувства и состояния.

4. Независимость

Это способность полагаться на себя и доверять себе. Эмоционально не зависеть от других. Не бояться быть уязвимым и открытым. Это профилактика всех зависимостей. Профилактика созависимых отношений, о которых психологи давно много говорят и пишут. Созависимые люди вступают в брак не потому что, “я — цельный человек и мне очень радостно жить с другим человеком”. А потому что “я настолько нуждаюсь в другом, что без него я не могу существовать”. Созависимые отношения проявляются во взрослом возрасте.

фото эмпатия5. Эмпатия

Способность понимать и разделять чувства другого.

6. Социальная ответственность

Это способность включаться в различные социальные группы, конструктивно сотрудничать с другими, проявлять заботу и брать ответственность, где нужно, за других людей. Это и про семью. Способность выполнять свою роль в семье. Быть матерью, быть женой, быть отцом.

7. Межличностные отношения

Способность конструктивно общаться, способность устанавливать отношения. Быть в достаточно хорошей эмоциональной близости. Умение чувствовать себя и быть в комфортных для себя социальных контактах.

фото эмоциональный интеллект стрессоустойчивость8. Стрессоустойчивость

Под стрессоустойчивостью иногда ошибочно понимают, что человек вообще не подвержен стрессу. Это не так. Стрессу подвержены все люди. Так мы устроены, что реагируем на стресс. Но люди различаются способностью восстанавливаться после стресса. Взрослому человеку очень трудно жить, если он не умеет восстанавливаться после стресса, если у него возникает постравматический синдром. То есть событие уже завершилось, надо жить дальше, а человек все ещё не может выйти из стрессовой состояния.

Я не говорю сейчас про глобальные изменения в жизни, про катаклизмы. У каждого человека есть своей стресс. Бывает, что люди испытывают стресс даже от общения. И потом долго восстанавливаются.

Другой пример. После активного дня мне обязательно нужен день на восстановление. А есть люди, которым нужен не день, а целая неделя или больше. Стрессы сопровождают всю нашу жизнь. Вопрос только в том, что для конкретного человека является стрессом. И это тоже зависит от развитого эмоционального интеллекта. Способности к самоосознанию, рефлексии, саморегуляции.

9. Контролирование своих эмоций

Способность переживать свои эмоции, не сваливаясь в аффективные состояния. Отодвигать удовольствие ради достижения цели, воздерживаться от соблазна, достигать своих целей и так далее. Справляться со своими аффективными состояниями, направлять их в конструктивное русло мы учимся на 6-недельном тренинге «Приручи дракона» злости, который скоро стартует.

10. Оценка действительности

Способность сверять свои мысли и чувства с внешней реальностью. Мы всегда субъективны в своих суждениях, чувствах. А эта способность — посмотреть за пределы своей субъективности, увидеть более-менее цельную картинку, возникает благодаря развитому эмоциональному интеллекту.

11. Гибкость

Это способность не быть ригидным, по-разному реагировать в похожих ситуациях, творчески перестраиваться, не боятся нового. Как я всегда говорю, что взрослый человек — это не тот человек, который уже знает, как реагировать во всех ситуацих. Это тот человек, который не теряется в незнакомой для него ситуации. Продолжает учиться, встречается с новыми для него задачами в жизни. И не боится этих задач, потому что знает, что с ними справится, даже если сейчас у него нет готовой модели или решения.

В это понятие входит и способность к решению проблем.

Бывает, люди очень боятся проблем. Любая проблема выбивает их из колеи. Как будто есть убеждения,что проблема- это плохо, их не должно быть.

Взрослый человек способен решать разные проблемы, которые ему встречаются в жизни. Потому что жизни без проблем не бывает, так же как жизни без стрессов.

фото эмоциональный интеллект счастье12. Оптимизм. Счастье и благополучие

Вот такая модель эмоционального интеллекта. Поделитесь в комментариях, какие мысли возникают по поводу этих пунктов.

Для меня это модель про взросление человека. Качества зрелого человека. Я бы хотела, чтобы мои дети умели всё это делать, обладали такими способностями.

Как это для вас? Отметьте для себя: что вам откликается? Что вам бы хорошо развить в себе?

Не будьте слишком критичны. Если вы выжили, дожили до своего возраста, имеете семью и родили детей, то, я думаю, у вас эти качества есть. Вы иначе не смогли бы это все сделать. Возможно, вы не знаете своих сильных сторон. Так бывает. Мы привыкли думать, что у нас чего-то не хватает. А на самом деле, нам трудно объективно себя оценить. Скорее всего, вы многое приобрели, став супругой и родив детей. Вместе с детьми это особенно хорошо получается.

В следующий раз мы рассмотрим отдельные сферы эмоционального интеллекта человека. Надеюсь я вас убедила, что развивать эмоциональный интеллект полезно?

И в заключение.

 

Эмоциональный интеллект и IQ

фото эмоциональный интеллект и IQЯ хочу, чтобы мы разделили два понятия: эмоциональный интеллект и IQ ( intelligence quotient — коэффициент умственного развития, относящийся к познавательным способностям).

Специалисты показали, что познавательные способности, тот самый IQ, не имеет никакого отношения к эмоциональной жизни. Нет корреляции между высоким IQ и высоким эмоциональным интеллектом. Поэтому, если эмоциональная сфера, эмоциональный интеллект человека плохо развиты или он постоянно пребывает в тревоге, не умеет справляться со своими импульсами, откладывать удовольствие, преодолевать преграды на пути к цели, — всё это может привести к неуспешности в жизни. И к низкой успеваемости, если речь идет об эмоциональном интеллекте школьника.

Даже при хороших познавательных способностях, когда академический ум достаточно развит, эмоциональная сфера может мешать пользоваться ими. Вспомните себя в состоянии тревоги, страха. Легко ли вам было принимать решения?

То же происходит с ребенком. Когда его стыдят и виноватят, ему трудно думать. Живя в тревоге, он не может развиваться. Давайте бережно относиться к таким чувствам как стыд и вина, они нам даны от природы. Если нагружать ими дополнительно, эти чувства становятся токсичными, непереносимыми для человека. И человек, вырастая на стыде и вине, не сможет развить ни самоуважения, ни всех заложенных в него прекрасных способностей. О какой самоактуализации тут можно будет говорить?

И самое важное, что эмоциональный интеллект влияет на то, как мы будем справляться с превратностями судьбы, особенно с фрустрацией и соблазнами, как мы будем реализовывать свои таланты и следовать велениям своей души и сердца!


Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Живем играючи: Мифы и реальность детской игры>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика