Открыть меню

Диагноз дислексия: что это такое?

Часть первая.

ребенок боитсяВашему ребёнку поставили дислексию. Стоит ли бояться этих слов или ничего страшного нет?

Для того, чтобы начать работать со страхами сначала надо понять, чего собственно боится человек. С детскими страхами немного легче, чаще всего они довольно конкретны. Ребенок может бояться темноты, чудовищ, одиночества, плохих оценок в школе, критики учителя или родителей. Обычно довольно легко понять откуда приходят эти страхи, и, следовательно, можно выработать план действий по их преодолению. Это могут символические действия (сплести ловушку для плохих снов, если это про страшные сны, подключить особый мамин массаж и страх одиночества станет уходить и т.д.), это могут быть вполне конкретные меры (поменять учителя, если ребенок сильно страдает от его критики), но, чтобы мы не делали, очевидно, с чем мы имеем дело.

Что же касается взрослых страхов (возникающих, например, когда ребёнку поставили диагноз “дислексия”), то чаще всего у родителей нет четкого понимания, с чем они имеют дело. Каждый специалист вкладывает в это понятие свой смысл. Предлагаю сначала разобраться, что такое дислексия у детей и только после этого пытаться её преодолеть.

 

Подход, принятый в отечественной науке и медицине:

фото что такое дислексияКак это часто бывает, в отечественной дефектологии, нейропсихологии и логопедии подход к дислексии отличается от западного подхода к этой проблеме.

Когда вам логопед в поликлинике говорит, что у ребенка дислексия, то чаще всего он подразумевает, что:

Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. «Стойкого характера», то есть оно не меняется в зависимости от времени суток, настроения, учителя, обстоятельств. И по сути, имеет физиологическую основу: незрелость или несформированность височных отделов левого полушария головного мозга.

Этот недуг, порой называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей. Это не так уж и много. Более того, эта статистика взята из зарубежных источников, а у них по-другому смотрят на эту проблему, и коррекционные меры начинают только после констатации наличия нарушений. Вероятно, что в нашей стране процент дислексиков еще ниже, по моему опыту 2-3 ребенка на 100 человек. Хотя часто диагноз ставят для перестраховки. Это не значит, что только у этих детей будут трудности при освоении чтения и письма.

В советской (НЕ российской) педагогической системе была выстроена логичная профилактика дислексических проблем. Большинство детей из группы риска уже в детском саду получало качественную подготовку к школе (не было цели научить читать, цель ставилась сформировать моторику, речь, усидчивость и т.д.), что приводило к тому, что в школе практически не было нечитающих детей с сохранным интеллектом. Что важно, профилактику получали все дошкольники, и только дети с выраженными проблемами шли в логопедические сады или логопедические группы.

 

Профилактика дислексии — как это было

профилактика дислексииПрофилактика состояла в довольно простых вещах. Дети уже в младших группах учились навыкам самообслуживания: завязывать шнурки, мыть руки обычным мылом, пользоваться приборами (ножом, в том числе), вырезать ножницами, лепить. Это относится к развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Подобные “упражнения” готовили руку к письму лучше, чем рабочие тетради, которые предлагают ребенку в 4-5 леи, что нарушает закономерности созревания нервной системы.

Для развития речи дети учили стишки, песенки, потешки, поговорки, скороговорки, от простого к сложному, маленькими шажками, не для отчетного концерта. А еще была полноценная игровая деятельность!

Главными отличительными чертами всех этих мероприятий были ориентация на процесс, а не на результат, строгий учет возрастных задач и наличие общегосударственной программы, в которой было прописано, как выстраивать обучение.

Возможно, и сейчас сохранились островки разумности и дети получают в полной мере полноценное дошкольное развитие. Однако, рейтинговые системы, премирование воспитателей за победы воспитанников (на самом деле, чаще, родителей), праздники с ориентацией не на проживание детьми ощущения праздника, а на получение удовольствия родителями и приглашенными гостями, чтобы все потом “пролайкали” сад, приводят к тому, что от детей все больше требуют и все меньше уделяют внимания нюансам развития.

что такое дислексияВ итоге вопросы дисграфии и дислексии у детей и становятся все более актуальными, а статистика неукоснительно растет в сторону западной. И что самое, печальное акцент ответственности за происходящее все больше смещается с образовательных учреждений в сторону семьи. Родители остаются один на один с трудностями ребенка и кто как может справляется. Иногда много усилий не требуется и ребенок легко преодолевает свои проблемы, а иногда это становится настоящей драмой с заниженной самооценкой, потерянной учебной мотивацией и пр. Поэтому частенько слышу, что уже в детском саду детям нанимают репетиторов!

Если вы молоды, спросите у старшего поколения, знали ли они людей: друзей, знакомых или знакомых знакомых, которые не умели читать? Их, практически, не было! Это были единичные случаи и, чаще всего, эти люди были «алексиками».

Алексия — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

То есть причина неспособности освоить чтение была в физиологической проблеме: травма мозга, врожденное поражение отделов головного мозга, кровоизлияние в эти отделы. Не важно: врожденная это проблема или результат травмы, главное, что это необратимо и слабо поддается коррекции.

 

У ребенка дислексия: зарубежный подход

фото что такое дислексияВ зарубежной науке и практике очень широкий подход к понятию «дислексия». В последнее время он прижился и у нас. Чаще всего в иностранной литературе под дислексией понимают нарушение способности к обучению. В это понятие вкладывается обширный круг проблем. Например:

  • дисграфия — нарушение способности грамотно писать,
  • дискалькулия — нарушение способности считать.

В это понятие также включены:

  • неорганизованность (неспособность поддерживать порядок в комнате, личных вещах),
  • нарушение пространственного восприятия (соотношения лево-право, позади-впереди),
  • осознавание времен года,
  • способность к оценке временных интервалов,
  • нарушение моторики (диспраксия).

Более того, понятие дислексия охватывает и

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Важной особенностью диагноза дислексия у детей считается сохранный интеллект. Более того, таким детям и людям часто приписывают черты одаренности и гениальности, дислексиков много среди великих людей (Альфред Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Агата Кристи, Стив Джобс и многие другие).

Однако, в любом случае, на Западе очень серьёзно относятся к проявлениям дислексии и не подвергают сомнению необходимость коррекции этих проблем.

Спросите специалиста, что он имеет в виду, когда говорит про дислексию?

 

 

Бузинова Татьяна Викторовна
клинический психолог, нейропсихолог,
кинезиолог, инструктор «Целебного Прикосновения»,
мама 3 детей, официальный стаж работы 16 лет.

 


Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Экспресс-курс ЗЛОСТЬ ПОД МИКРОСКОПОМ
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика