Открыть меню

Детство без мультиков и гаджетов: а зачем? Интервью с психологом Натальей Лейкиной

Дорогие друзья. Один из членов команды проекта, обучаясь на курсах, попросил меня дать интервью о влиянии видеопросмотров на детскую психику и игру в частности. Это очень глубокая и важная тема. Поэтому мы решили опубликовать его на сайте. Читайте, думайте, делитесь своими мыслями и опытом в комментариях.

В нашем детстве был один канал телевизора и перебрать с просмотром мультиков было физически невозможно. Теперь, в связи с появлением беспроводного интернета и почти невесомых гаджетов, мы можем показывать деткам мультики (и полезные фильмы, и игры) хоть круглый день. Казалось бы, в чём проблема: дитя развивается, а мама получает минутку отдыха? Чем это плохо и плохо ли вообще?

Став общедоступными, мультики превратились в серьёзную опасность для детей. Мозг ребёнка ещё незрелый. Быстро мелькающие кадры являются гиперстимуляцией для зрительного канала восприятия. У маленьких детей быстро формируется зависимость, не развиваются соответствующие возрасту виды деятельности. Что говорить о маленьких детях, у большинства взрослых развивается зависимость от гаджетов и погруженность в виртуальный мир! Для полноценного развития ребенка мультики и развивающие программы не нужны! Особенно в раннем возрасте! Часто это нужно родителям, чтобы отдохнуть, расслабиться, “выключить” ребенка на время! Или, например, что-то сделать с ребенком: одеть, накормить.

Дети смотрят-мама отдыхает?“Отключить” ребенка,чтобы мама отдохнула, — это бомба замедленного действия. Такое поведение быстро входит в привычку. И мама перестает понимать, что нужно её детям. Она не формирует другие способы взаимодействия с ребенком и не дает ребенку пространства для формирования его собственной деятельности. В конце концов, есть риск, что родители перестанут понимать, что им,  вообще, делать с ребенком. Кроме того, как “выключать” его мультиками.

Если кратко, то опасность в том, что:

  • у ребёнка не развиваются свои активные виды деятельности по возрасту;
  • формируется зависимость;
  • сама мама разучивается или даже не начинает учиться понимать потребности ребенка и конструктивно взаимодействовать с ним.

Малыш растет, его потребности меняются, и маме тоже нужно успевать под них подстраиваться.

Неслучайно психологи всего мира бьют тревогу. Российский учёный, доктор психологических наук, профессор Елена Олеговна Смирнова отмечает, что ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) настаивает на введении запрета на просмотр мультфильмов детьми до трёх лет. Отвлечься с помощью мультиков для маленького ребенка – это очень неестественный и вредный способ.

Хорошо. Стукнуло ребёнку три года, радуемся и включаем телевизор! Так ли всё просто?

3 года — это условно. Дети разные. Бывают очень впечатлительные, для которых 10 минут в день — это очень много. Есть менее чувствительные, и для них нормально каждый день после 4х лет смотреть минут по 10, и зависимость не сформируется.

В любом случае регулярный просмотр формирует зависимость и вносит дополнительные проблемы и конфликты в семью.

Давайте попробуем сформулировать, на что родителям нужно обратить внимание, чтобы понять, что их ребенку уже можно.

Во-первых, на то, насколько развита его ведущая деятельность, велик интерес к окружающему миру. Развита ли поисковая активность. Если с ней все в порядке, то мультики, фильмы по возрасту, презентации могут дополнять развитие. Но если у ребенка ведущая деятельность ещё не сформирована, то мультики будут мешать.

Ведущая деятельность — деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Ведущая деятельность до трёх лет — манипуляция предметами, после трёх — игра.

Во-вторых важна степень впечатлительности ребенка.

В любом случае оставлять детей наедине с просмотром все равно не следует. Ребёнка стоит сопровождать, обсуждать увиденное, иногда успокаивать, отслеживать его реакцию. Оценивать, насколько конкретный мультик обогащает или обедняет вашего малыша.

Чем опасен просмотр мультиков для старших дошкольников и младших школьников?

Кадр из мультфильма

Не идёт развитие инициативности и собственной деятельности. Это шаблонное рисование, однотипные игры. Мультяшные герои — очень однозначные. Ребенку становится сложно даже просто поиграть в животных. Он переполнен этими «непереваренными» образами. Забивается его собственная активность.

Дошкольный возраст — это период развития представлений об окружающем мире, развития инициативности, поисковой и самостоятельной деятельности, расцвет развития творчества! Если мультики вытесняют всю остальную деятельность, то эталоны, представления формируются по мультикам. Или по гаджетам. По разным развивающим  программам. Такому ребенку трудно общаться, трудно осваиваться в окружающем мире. Важно помнить, что ребенок развивается только в общение со взрослыми и со сверстниками! А не от просмотров мультиков и развивающих программ! Поэтому необходимо обсуждать с ребенком всё, что он смотрит!

Вы имеете в виду даже развивающие фильмы, презентации?

Да, ребёнок не формирует нейронные связи при пассивном взаимодействии. Развитие мозга идёт через восприятие и активные действия с предметами. Если ребёнок те же вкладыши, сортеры, распознавание цветов делает в гаджетах, то в этом мало или совсем нет активности ребёнка, мозг не развивается.

Давайте вернёмся к видеопросмотрам. Касается ли всё вышесказанное и развивающих фильмов, о тех же животных? Или их можно показывать раньше трёх лет?

Сериал МедвежатаДа, фильмы про зверей могут быть полезны, когда ребенок может уже играть в них и брать из фильма на себя эти образы. Таким образом видеосюжеты будут обогащать эту игру. Иначе фильмы могут пройти мимо ребенка, не быть им усвоенными или дать впечатление, которое он не сможет никуда вставить в своей жизни.
Поэтому важно понимание ступеней развития ребёнка и его деятельности. Не такой углубленной, как у специалистов, но чтобы родитель ориентировался в динамике ребёнка. Об этом я пишу на своём сайте. Этим мы занимаемся на игровых мастерских для родителей:

Ведь любое дело может быть злом для развития или приносить пользу. Я не категорична в запретах на использование гаджетов. Просто их надо использовать очень аккуратно и понимать зачем.

В продолжении интервью мы говорим о том, как уменьшить видеопросмотры. Наталья Лейкина делится личным опытом и опытом своих клиентов.

Беседу провела Юлия Романова

Заметим, что многие известные личности, работающие в сфере создания компьютеров, телефонов и других электронных устройств (Стив Джобс, Крис Андерсон, Эван Уильямс), строго ограничивают время, которое их дети проводят с телефонами и в интернете. Предлагаем посмотреть выступление на канале QWERTY психолога Андрея Курпатова.


Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Живем играючи: Мифы и реальность детской игры>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика