Открыть меню

Наш опыт с детским садиком

фото семья без детского сада

Детский сад: быть или не быть? Некоторые относятся к детскому сад с неприязнью и пренебрежительно называют «детохранилищем». Другие считают, что садик полезен и обязателен в жизни ребёнка. Сторонники сада уверены, что без него дети не смогут нормально развиваться, приобрести самостоятельность и, вообще, вырастут асоциальными, т. е. не смогут общаться с окружающими. Противники убеждают, что детский сад травмирует детей.

Так быть или не быть?

В своей жизни с тремя сыновьями я не раз решала этот вопрос. И с каждым это было по-разному.

Наверное, вы знаете: у нас в семье три прекрасных мальчика. Старший, Тиша, интроверт и флегматик. Средний, Макар, экстраверт и холерик. Третий, Герман, ещё маленький, чтобы понять – кто он, но мне кажется, что он экстраверт и сангвиник.

Сегодня я хочу рассказать про совершенно разный опыт с детским садиком у моих старших детей.

В детский сад в первый раз

ребенок плачет в детском садуКонечно, с первым ребёнком я не могла сразу категорически отказаться от садика, не прочувствовав на себе, что это такое. Решая отдать старшего сына в детский сад, я изучала эту тему. От родственников, некоторых знакомых и, особенно, от коллег я постоянно слышала, что ходить в детский сад – это необходимая часть жизни для социализации ребёнка. Что посещение сада важно для развития малыша, и без этого ему будет трудно потом и в школе, и в жизни вообще. Я была согласна, к тому же тревожилась как мама: не упускаю ли я что-то в развитии сына. Поэтому решила во всём разобраться сама: и как мама, и как психолог.

Со старшим, Тишей, история сложилась такая. На частный детский сад финансов у нас не было, поэтому мы попробовали пойти в государственный, но в группу кратковременного пребывания, всего на три часа в день с 15:00 до 18:00. Нам повезло: в группе было всего 5 детей, а воспитательница оказалась замечательной. Особенно мне запомнилось, что она выделяла каждого ребёнка и при встрече с родителями рассказывала, какой у них чудесный сын или дочка. Мне, как маме, это было важно и нужно. Важно было разделить радость от воспитания своего ребёнка с кем-то ещё. Я чувствовала со стороны воспитательницы поддержку и принятие.

И всё равно адаптация к условиям детского сада проходила тяжело. Тиша ходил в сад, но каждое прощание давалось нелегко. А потом нашу группу расформировали, так как там было всего 5 детей. И Тишу перевели в группу полного дня, где всё пошло не так, потому что это было другое помещение и другие воспитатели.

Снова потребовалось время на адаптацию. Мы с мужем по очереди сидели в раздевалке, пока Тиша был в саду. По-другому он не соглашался идти в группу. Воспитателям, конечно, не нравилось, что мы находимся рядом с ними и слышим всё происходящее. Поэтому они всячески пытались нас уговорить уйти и оставить Тишу одного, обещая, что так он быстрее и легче адаптируется.

Тогда я ещё не обладала научными знаниями о важности передачи привязанности ребёнка другому взрослому, о повышенном уровне кортизола, гормона стресса у детей в детских садах. Но интуитивно чувствовала, что это просто уйти, когда сын не отпускает, будет неправильно и травматично для него, что такое поведение может подорвать наши с ним отношения. И поэтому не уходила.

Что же я увидела во время своего сидения в раздевалке?

мама одевает ребенка в раздевалке детского садаДети были сами по себе, и воспитатели тоже сами по себе. К детям они обращались только по режимным вопросам. Времени на игру у детей почти не было. Сразу после завтрака начинались занятия по рисованию, лепке, изучению цифр и букв. Детям показывали шаблон поделки и требовали точного его повторения. Когда малыши рисовали или лепили, звучало детское радио, что меня сильно удивило и огорчило.

Воспитатели говорили нам, что у нашего ребёнка большие проблемы, что его ждут трудности в школе и во взрослой жизни. Честно говоря, было нелегко всё это слушать и не поддаваться панике. Несколько раз я срывалась на сына из-за того, что он меня не отпускает и не остаётся один в группе. Однажды даже убежала от него, оставив в слезах, но вернулась – не выдержала. Дело кончилось тем, что в какой-то момент я спросила Тишу: «Тебе совсем в садике не нравится?». Он ответил: «Да». На что я сказала, что ходить мы туда больше не будем. После этого мы больше не экспериментировали с садами – сын был дома со мной и папой.

В школу без садика

социализация ребенка в школе без садикаКогда Тиша пошёл в школу, он хорошо там адаптировался к коллективу. После 7 лет у него не было проблем подойти к незнакомым детям и быстро наладить с ними отношения. Но у Тиши долгое время в школе были сложности со сложением и вычитанием, пока я не сделала ему психологическую коррекцию на восприятие чисел. Когда мы вышли на источник проблемы, оказалось, что это стресс, который он получил в 5 лет. Как раз в то самое время, когда он адаптировался во вторую садиковскую группу.

В детский сад без слез

С Макаром, средним сыном, история другая – позитивная. Я буквально за 5 минут до 1 сентября решила, что Макар пойдёт в сад. Тогда ему было 4,5 года. Я отдала его в вальдорфскую группу с чудесной воспитательницей. На тот момент я уже работала в частном детском садике, где мы проверили мягкую адаптацию детей. Я применила её и в нашем случае.

фото что помогает ребенку адаптироваться в детском садуЧто же помогло сыну адаптироваться?

  • Мы познакомились с воспитателем и комнатой заранее. Для этого однажды испекли пирог, и просто пришли в гости. По дороге купили цветочки, а в группе все вместе попили чай. При этом Макар напрямую мало контактировал с воспитательницей, больше общался со мной.
  • Потом я две недели сидела в раздевалке, пока сын был в группе и гулял.
  • Затем я стала ненадолго уезжать, но всегда привозила ему что-то интересное.
  • Позже он стал оставаться сам.

В период адаптации мы носили вкусности в группу и цветочки воспитателю. Вечерами и в выходные дни вспоминали садик и воспитателя, я рассказывала Макару, как тётя Ирина его ждёт.

Результат. Макар освоился довольно быстро: через три недели он уже оставался на полный день. Что особенно важно – сын почти не болел за весь год пребывания в детском саду.

Не прошел садик — не сможет общаться? Это не так

фото ребенок в детском саду адаптацияИтак, второй сын ходит в садик с удовольствием. А старший сын в детский сад не ходил и не смог адаптироваться в группе, где было 15-20 человек. Когда он в 5 лет плакал и держался за юбку, не отпуская меня, воспитатели прочили ему печальное будущее. Такие пророчества действовали негативно – на меня накатывали приступы страха, тревожил вопрос: «Что же делать?»

Теперь я понимаю, что поступила правильно, когда решила не водить его в сад. Все разговоры про обязательное посещение детского садика для социализации и развития ребёнка у меня не откликались, так как я понимала логику развития детей. К тому же я видела, что пребывание по 8 часов в саду 5 дней в неделю с 3 лет сильно противоречит потребностям ребёнка, который хочет быть с мамой.

Кстати, старший сын прекрасно адаптировался в школьном коллективе, потом – в уже сложившемся коллективе музыкальной школы, ездил один в фольклорный лагерь. Сейчас он достаточно уверенно чувствует себя в любом обществе, знакомится и находит себе друзей.

Теперь я знаю, как понять своих детей и ответить для себя на вопросы, которые появляются у каждого родителя, когда приходит время определяться с детским садом:

  • Нужен ли он малышу?
  • Как выбирать садик и каким он должен быть?
  • Как помочь ребенку привыкнуть к воспитателю и другим детям, чтобы он ходил в детский сад без слёз?

Ответы на эти другие вопросы я дала на вебинаре «Детский сад: зачем, когда, куда и как?», который состоялся в августе 2017 года.

Приобрести этот полезный вебинар в записи можно по ссылке: http://lp.risuem-i-igraem.ru/detskiy_sad/

Обязательно прослушайте запись, если вас волнуют вопросы о необходимости детского сада для малыша и вы хотите избежать проблем, связанных с адаптацией ребенка в группе.


Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Как и зачем дети злятся? Что делать родителям?>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика