Открыть меню

Дети и рисование. Учить или не учить?

Надо ли учить детей рисовать? Каково влияние рисования на развитие ребенка?
“Учить рисовать надо! — скажут вам одни родители. — Это развивает руку, готовит её к письму, ребенку будет легче в школе. К тому же рисование — инструмент самовыражения. Да и удобно: дал ребенку раскраску с любимыми героями  — и полчаса покоя обеспечено.”
«Ни в коем случае! — ответят другие. — Познакомить с красками, мелками, карандашами — да! Но никаких раскрасок, никаких правильно-неправильно! Пусть рисуют на стенах, простынях, бумаге разной фактуры и размера. Иначе из ребенка никогда не вырастет творческая личность!”  (Более обстоятельно познакомиться  с этой точкой зрения вы можете, например, прочитав статью о рисовании у нас на сайте. Или поискать материал на страницах интернета).

Интервью с опытной мамой

Мы беседуем с Ольгой Р., мамой двоих детей: Миши (12 лет) и Анастасии (9 лет). (Имена наши скромные герои просили изменить). Детки прошли разный путь в “обучении” рисованию, и мне было интересно узнать, как это сказалось в школьном возрасте.

Оля, скажите пожалуйста, учили ли Вы детей рисовать? И как?

Целенаправленно не учила. Время от времени предлагала Мише пальчиковые краски или гуашь, раскладывала на полу большие листы бумаги. Правда, желание рисовать у него появлялось не всегда. Наверное, поэтому Насте я давала краски реже. Но однажды, совершенно случайно, выяснилось, что Миша совсем не против рисовать на простынях. Он просто взял ручку и разукрасил все простыни, пока я занималась младшей дочкой. Пришлось искать выход. Пошли в дело старые пеленки, которые мы стелили на простыню.

рисунок на простыне

Раскраски я покупала только водяные, и то, скорее из-за того, что сама к ним неравнодушна с детства. Остальные же дарили знакомые и родственники. Правда, Мишу они привлекали крайне редко, а Настя ими заинтересовалась только к годам 6, однако это не переросло в какое-то хобби или увлечение.

Когда Мише исполнилось 7, а Насте 4,5 года мы решили начать заниматься в кружке рисования. С нами обучались еще трое деток, которые были чуть младше Насти

Это были необычные уроки рисования для детей. С одной стороны,дети много играли, как до, так и после занятия. Совершенно не чувствовалось, что они на «уроке», все получали огромное удовольствие от игры. С другой стороны, много внимания уделялось не столько рисованию как таковому, сколько смешиванию красок. Это отлично развивает в детях фантазию и творческое начало. Начиналось занятие всегда с разминки — рисование штрихов, абстрактных линий углем. Я думаю, на уроках рисования для детей не должно быть стандартов, здесь важны эмоции и идеи. Именно так было в нашем кружке. Например, дети были в восторге от рисования друг друга, хотя специально рисовать людей они не учились.

Только в школе, когда Насте было 7, а Мише 11 лет, они начали учиться рисовать: изучать картины разных художников и манеры их письма, пропорции человека и его лица. Сейчас на уроках идет планирование и активное обсуждение рисунков. В результате этого рисунки детей стали более красивыми , но и более стандартными. В то же время они стали намного свободнее дискутировать о творчестве художников.

дерево в стиле импрессионизма

Совершенно случайно, тяга к рисованию стала проявляться во время выполнения домашних заданий. Конечно, рисуют дети совершенно разные вещи. Миша изображает angry birds, монстров и других персонажей, Настя же предпочитает цветы, лица. Однажды, она нарисовала глаз. Не могу сказать, что я в восторге от этого творчества, но мешать ему тоже не хочу, да и не могу.

Итак, до школы — рисование на подручном материале, свободное творчество и никакого целенаправленного обучения. Почему ? Была цель создать условия для развития творческой личности, пробудить в детях выдающихся художников?

Миша - автораскраскаАвтораскраска
Нет, конечно. Мы занимались этим для общего развития. Меня вдохновила Лена Данилова. Когда Миша был маленьким, я прочитала много её книг, изучала сайт. Сыну я подсовывала краски и «холст» несколько раз в неделю. Настя участвовала в процессе только в самом раннем возрасте. Особенно она любила рисовать на себе летом на даче, чем повергала в ужас окружающих. Большим неудобством было то, что гуашь плохо отмывается от кожи, особенно, без водопровода и горячей воды.
Давайте немного поясним нашим читателям. Чем занятия Насти отличались от занятий Миши? Свободное творчество только в раннем возрасте? А потом Вы начали её учить рисованию, так как разочаровалась в прежней методике?

Да нет, я об этом не задумывалась. Но летом Настя много времени проводила с бабушкой, которая считала, что ребенка надо именно научить рисовать, показать, подсказать, помочь. Насте нравилось обводить, и мы  давали ей прописи.

Ещё Настю учили в садике, в который она пошла раньше Миши. Поэтому её взаимодействие с рисованием оказалось более стандартно.

Хотите получить в подарок запись вебинара "От каля-маля до шедевров!" и стать экспертом по сопровождению детского рисования? Заполните форму, и через несколько минут он придёт к вам на почту!






Нажимая на кнопку, я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.



 

Сейчас детки почти взрослые. Как Вам кажется, занятие рисованием в раннем возрасте повлияло на их развитие? Есть ли различие между детьми сейчас?

Трудно отделить где влияет рисование на ребенка, где особенности его характера. Но различие между детьми заметно. Миша не боится проявлять фантазию, участвует в школьных конкурсах, ко всему подходит очень творчески. Для Насти же, наоборот, важны четкие правила, она не будет участвовать в конкурсе ради участия, для нее важна победа.

А на учебе это как-то отразилось?

Мише было сложно в начальных классах, например, научиться красиво писать так и не удалось. В средней школе, где от детей ожидают более творческого подхода к заданиям, ему стало легче. Миша пишет интересные, необычные сочинения (и, скажу вам по секрету, начал книгу – моё прим.);  очень артистично читает стихи; играет на пианино и ждет не дождется, когда начнутся занятия на тромбоне. Но может забыть сделать/сдать домашние задания, забыть физкультурную форму и так далее.

Помня Мишины проблемы в начальной школе и учитывая стремление дочери учиться, мы познакомили ее с прописями заранее. Программа первых четырех классов для нее не составила никакого труда, кроме необходимости писать сказки и сочинения по литературе. А вот рассказы по картинам она пишет с лёгкостью! (Миша же это просто ненавидит). Настя прекрасно считает, решает задачки за год-два вперед, пунктуально выполняет домашние задания, собрана и у неё всё под контролем.

А теперь вопрос к детям: «Вы любите рисовать?»

Настя: Да!!!
Михаил: Да! Когда сам захочу.

Я попросила Анастасию что-нибудь мне нарисовать, и вскоре стала обладательницей торта с вишенкой и изумительного стакана с солнечным напитком, в котором плавали тщательно прорисованные разноцветные пузырики.

стакан с соком и торт
Оля, как Вам кажется, стоила игра свеч? Стоило ли всеми силами оберегать сына от массовой культуры, раскрасок, чего-то ещё ради развития творческой личности ребенка? Стоило тратить силы и нервы на постоянное отмывание краски от полов?

Я вообще не уверена, что быть творческой личностью — это полезно. Творческой личности нужно быть сильной личностью, а это совершенно другое направление развития. Ну, и полезно быть инициативной и предприимчивой личностью. У Миши это есть.

Стоила ли игра свеч – не знаю. Не могу сказать, что меня восхищает, как дети рисуют, но я и не считаю рисование приоритетом. Настя может неплохо срисовать.

В начальной школе творческий подход часто мешает. По мере взросления становится полезнее, особенно к старшим классам и университету. Стоило или не стоило, я не знаю, я не рассматривала альтернативы. Делала так, как казалось правильным.

Вымыть пол проблем не было. Ванна от пальчиковых красок отмывалась хуже. Но сколько радости было в детских глазах! А ещё мы рисовали летом на даче, где краску с ненужных досок и травы оттирать было не нужно 🙂 .

Видите ли Вы теперь другой (альтернативный или параллельный) путь развития творческой личности? Чем путь рисования лучше?

Развитие творческой личности ребенка очень многогранно. Я не рассматривала рисование как единственный путь. Это — один из элементов, далеко не самый важный. Возможно, более перспективно заниматься музыкой, чтобы потом в кругу друзей было, чем порадовать окружающих. А вообще, вольное творчество хорошо лет до 5-6, а затем нужно чему-то серьёзно учиться, чтобы творить по-настоящему, иначе это остается детский лепет и в 20 лет.

Спасибо. Если можно, то какие-нибудь пожелания тем, кто в начале пути.

Мне кажется, что рисовать стоит, если ребенок именно этого хочет. Возможно, что и раскраски не являются злом, если нравятся ребенку. Задача родителей на раннем этапе развития – предоставить ребенку побольше возможностей: – иметь в открытом доступе карандаши, предлагать краски, музыкальные инструменты, место для спортивных игр. С 5-6 лет, если родители — не профессионалы в рисовании, музыке и других видах творчества, хорошо бы организовать уроки рисования или музыки для своих детей с талантливым преподавателем. Как правило, это удается сделать, если есть такая цель.

Хотелось бы пожелать вам, дорогие читатели, чтобы вашим детям почаще попадались в жизни хорошие, чуткие учителя, которые принимали бы их такими, какие они есть, видели в них личность и помогали ей развиваться!

А что думаете об обучении дошкольников рисованию Вы?
Спасибо всем, заполнившим нашу анкету. С её результатами вы можете познакомиться здесь.

Хотите получить в подарок запись вебинара "От каля-маля до шедевров!" и стать экспертом по сопровождению детского рисования? Заполните форму, и через несколько минут он придёт к вам на почту!






Нажимая на кнопку, я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.




Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Контейнирование в горячих ситуациях>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика