Открыть меню

Дети и искусство. Беседы с художником и педагогом Михаилом Лейкиным

wm_художник и педагог М_Лейкин-shДорогие друзья!

Отвечая на нашу анкету о рисовании, многие из вас спрашивали, как развивать интерес к искусству у детей, с чего и когда начинать. И, хотя я 10 лет помогала мужу вести кружки рисования и могу дать свой ответ на эти вопросы, я решила взять интервью у своего супруга, художника и педагога, и предложить вам компетентный взгляд на вещи.

Первый вопрос: Как прививать детям любовь к искусству? Как развивать художественный вкус у ребенка? Надо ли это делать вообще? Может, само придет?

Ответ прост до банальности. Любовь к искусству ребёнок получает от родителей. Точно так же как он питается через пуповину. Любовь к искусству, любовь к прекрасному приходит через то, что это эмоционально трогает родителей или других значимых для ребёнка взрослых. По-другому это не работает.

Это для детей-дошкольников в первую очередь?

Я думаю, что в любом возрасте. Если не дано свыше, то эстетическое восприятие мира, наслаждение искусством иначе не доступно. За исключением случаев, когда этот канал восприятия уже дан от Бога.

А что делать родителям, которые сами не испытывают любви к искусству, или не имеют достаточного опыта, но хотели привить эту любовь ребенку.

Начать с себя. Или смириться с тем, что ребёнку придётся самому разбираться со всем этим во взрослом возрасте.

А если найти какого-нибудь интересного педагога, ходить в музеи, например, Третьяковскую галерею?

В любом случае очень важна родительская увлечённость. Педагог, курсы, галереи будут работать только тогда, когда это интересно родителям. Если родители пытаются переложить весь груз на внешние источники, то, скорее всего, это не сработает.

То есть один из выходов — начать вместе с ребёнком погружаться в художественный мир?

Я бы сказал по-другому. Погружение в мир красоты происходит через видение этой красоты в обыденной реальности. Во всех областях искусства. Через наслаждение музыкой, пением птиц, красотой листа, облаками на небе, через фантазирование по поводу пятен на стене.

облака в небе   Красота листа

Или внимание к сочетанию цветов в одежде. Всё это области эстетического восприятия. Если мама и папа обращают внимание, искренне восхищаются и показывают ребёнку красоту в обыденной жизни, то у него тоже открывается это видение. Ребёнок как бы начинает говорить с родителем на этом языке. И раскрывается в ответ.

Точно так же как малыш учится языку в обычном смысле слова, он учится говорить с родителями эстетическими, эмоциональными впечатлениями.

Допустим, родитель решил приобщаться вместе с ребенком. С какого возраста стоит знакомить ребенка с картинами прославленных мастеров? Можно ли делать это по репродукциям или через интернет, если в нашем городе нет музеев.

С любого возраста. Здесь задача для родителя: заинтересоваться самому и найти язык, на котором ребенку будет действительно интересно. Можно вспомнить, как мы с младшим сыном, Макаром, искали на картинах художников какие-то маленькие детали. Меня удивляло насколько ребёнок, которому тогда было полтора-два года, мог с увлечением  выискивать мельчайшие детали, намеченные двумя — тремя мазками. И я заметил, что ему было бесконечно интересно, как и мне. Мы могли часами этим заниматься.

Б.М. Кустодиев. Ярмарка. Третьяковская галерея

Б.М. Кустодиев. Ярмарка. Третьяковская галерея

И это считалось уже приобщением?

В нашей семье приобщение к искусству идет “автоматом”. Дети видят, что родители этим увлечены. В зависимости от того, чем я интересовался в своё время, тем увлекались и дети. Это было на уровне флюидов. Так создавалось некое энергетическое поле, в котором жили дети. Это происходит в любой семье. То, что важно папе и маме, оказывается значимым для ребёнка, если не разрушена связь с родителями. Это поле продолжает действовать всю жизнь. Но если родителю что-то глубоко неинтересно, то не стоит с ребенком и заниматься.

Существуют специальные книги по знакомству детей с искусством. Например, у Лены Даниловой “Моя первая книга об искусстве”. Есть зарубежные аналоги. Как вы считаете, стоит ли заниматься по подобным книгам и с какого возраста?

Васнецов

Васнецов «Спящая царевна»

Для занятий подойдёт любая книга с репродукциями. Как и прогулка по лесу. Отправной точкой может быть что угодно. Главное — ребёнок должен быть эмоционально включен в этот процесс. Я думаю, что делающим первые шаги в искусстве родителям необходимо дать себе право на собственное мнение, независимое от мнения экспертов. Прийти в выставочный зал с широко раскрытыми от изумления глазами. Или с такими же глазами открыть книгу, не читая текст.

Вспомним, что искусство отвечает двум нашим потребностям:

Потребности сказать то, что невозможно выразить вербально: с помощью идей, терминов, понятий. Это примерно как зрение и ультрафиолет. Мы его не можем видеть, но мы его ощущаем.

И потребности в эксперименте, который задействует эмоциональный канал.

Искусство — это некоторое столкновение игры, озорства с областью языка. Который является чем-то большим, чем доступный нашему рассудку язык.

Надо позволить себе удивляться, исследовать. Так, как ребёнок, исследует грязь или наблюдает за муравейником. Удивляться, исследовать и слушать. Не прибегая к каким-то штампам. Своим или чужим.

Но Вы сказали, что искусство тесно связано с игрой. Можем ли мы сказать, что для родителей заход в искусство может быть сделан через игру с детьми? Если там мы наполним своего внутреннего ребёнка, то тогда уже будет легче пойти в галерею?

Да, безусловно. Мы можем пойти в галерею играючи. Отнестись к этому по-хорошему несерьёзно. На мой взгляд умные книжки с объяснениями искусствоведов могут нанести вред неподготовленному родителю и через него — ребёнку.

Действительно, многие родители теряются перед такими книгами.

изучать природуДа, если в книгах — мнение эксперта, которое родитель внутренне не разделяет. Поэтому он передаёт ребёнку некую абстрактную информацию, а сам в неё эмоционально не верит. В надежде, что ребёнок что-то почувствует. Получается двойной обман на эмоциональном уровне. С моей точки зрения, это наносит только вред.

Нельзя человека заставить любить, желать. И если человек делает что-то для галочки, в области искусства или любой другой, то результата он не достигнет. Или этот результат будет фальшивкой, а по отношению к ребёнку — двойной вред. Мы будем учить ребенка врать, имитировать свои чувства. А это уже небезопасно.

Вы ходите со своими детьми в художественные музеи. Что вы там рассказываете о картинах? Готовитесь ли к походу в музей заранее, рассматриваете ли предварительно альбомы?

Лейкины в музееСпециально мы не готовимся. Но как художник, я обладаю достаточно большим количеством информации, которое все время пополняется. Сведения из истории, культуры, о том, какие были отношения между людьми. Обширные пласты знания, которые предполагают заинтересованность человека в этих областях. Набрать их за один раз достаточно сложно. Но иногда заглянуть перед походом по музеям в интернет и что-то прочитать может быть полезно.

Тем не менее полезнее смотреть на произведения искусства как профан, как ребёнок, не боясь своего угла зрения, чем идти на выставку с готовым мнением.

Вам не нужен диплом искусствоведа, чтобы разглядеть картину “Охотники на привале”, а потом что-то о ней узнать. Или подслушать, что говорит экскурсовод. И заинтересовавшись, можно поискать с талантливого экскурсовода или пойти с друзьями на какую-нибудь лекцию.

В.Г. Перов. Охотники на привале.

В.Г. Перов. Охотники на привале

Если мы с таким же подходом, без надежды получить первый приз, без страха показаться некомпетентным пойдем в музей, то у нас будет настоящий эстетический результат. И, главное, мы получим море новых впечатлений. По мере того как мы сами будем прикасаться к этим впечатлениям, мы будем вовлекать и ребёнка. И развивать интерес к искусству у детей.

Наверное, к одной картине можно возвращаться много-много раз. Может быть, лучше изучить одну подробно, чем бегом пройтись по галерее?

Здесь могут быть разные подходы. Можно бегло проходить по галерее, считая, например, количество фазанов. Таким образом играя с ребёнком. Или разглядывая, как сделаны рамы. Количество игр бесконечно.

"Охота на фазанов " Августо

«Охота на фазанов » Августо

У нас был период, когда мы разглядывали мумий. И при этом довольно серьёзно изучили Древний Египет. И я открыл для себя много нового. Но первичен был интерес к искусству у детей. Таким образом, не только родитель может увлечь ребенка, но и наоборот, если крепка их эмоциональная связь.

Хотите сказать, что родителю самому надо развивать интерес к миру, к искусству, к тому, что происходит вокруг? И если этот канал не заблокирован, то и взрослый может открыть для себя область, которую ещё не изучал.

Да, но для этого не бояться быть профаном, учеником, не бояться сказать или подумать что-то не так.

Первичным ставить для себя радость первооткрывателя, радость новых знаний.

И тогда не только искусство, но и любая другая профессия не будет для человека закрытой. Жизнь станет богаче.

Что вы можете пожелать тем родителям, которые хотят, чтобы искусство присутствовало в жизни их семьи?

Честность по отношению к самим себе и несерьёзность, открытость по отношению к искусству. Все остальное вторично.

 

Хотите получить в подарок запись вебинара "От каля-маля до шедевров!" и стать экспертом по сопровождению детского рисования? Заполните форму, и через несколько минут он придёт к вам на почту!






Нажимая на кнопку, я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.




Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Живем играючи: Мифы и реальность детской игры>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика