Открыть меню

Что важнее: просто играть или обучать в игре?

обучение детей в игре

В сегодняшней статье я предлагаю поговорить о мифах. Нет, не о мифах Древней Греции, хотя это тоже интересно, а о мифах про детские игры. Думаю, не ошибусь, если предположу, что у многих из нас на компьютере сохранена уйма материала по занятиям с ребенком: тематические недельки, развивающие занятия, различные сценарии игр. И много мы из этого использовали? В лучшем случае, малую часть, в худшем, совсем ничего.

И что же делать со всем этим добром? Не удалять же!

Для начала я вам расскажу немного личную историю. Тема игры для меня очень интересная и «горячая». В нее я пришла через свою семью и детей. Вы можете мне не верить, но раньше я была «неиграющей» мамой. Да, безусловно, в силу своей профессии, я знала, что дети должны играть, и это их ведущая деятельность до школы. Но во мне совершенно ничего не откликалось, когда мой сын приходил ко мне со словами: «Мама, давай поиграем!». Я не хотела играть — мне было скучно. Поэтому он всегда был в свободной игре. Я успокаивала себя тем, что у него есть старшие сестры, с ними он вдоволь наиграется.

Но однажды я попала на один проект, где выяснилось, что уровень развития игры у моего ребенка на 3,5 года. К тому времени ему уже исполнилось 5 лет. Если сказать, что меня это удивило, то ничего не сказать. Я начала углубляться в эту тему, играть с сыном и результаты меня потрясли. С младшим сыном я уже играла с самого начала. И что самое интересное, играет младший сейчас иногда лучше, чем старший.

В моей жизни теперь живет игра, и я просто не представляю, что делала без нее раньше 🙂 . Я с радостью делюсь своими знаниями и наработками с теми, кто тоже хочет научиться играть: у нас работают Игровые местерские для двух возрастов

«Как маме играть с ребенком 1.5-4 лет«,

«Как маме играть с ребёнком 3-7 лет«,

я веду игровые группы, создала проект в Интернете.

Вернемся к мифам об игре. Но для начала немного теории. Куда же без нее? 🙂

С 3 до 7 лет у ребенка ведущая деятельность – игровая. Что значит ведущая? Та, в которой он лучше всего развивается. До 3-х лет настоящей игры как таковой нет, малыш просто манипулирует предметами. Так он их познает и учится ими управлять. Именно поэтому после года ребенок начинает везде лазить, все трогать, щупать, нюхать, лизать. В это время задача № 1: как можно больше и качественнее узнать предметы вокруг себя. А вот с 3-х лет начинается настоящая игра.

Итак, какие же мифы существуют на сегодняшний день?

Миф № 1. Просто играть с детьми не так важно и не нужно. Гораздо полезнее развивать и обучать в игровой форме.

играем буквами

К сожалению, сейчас все игры превратились в занятия, развитие, обучение детей в игровой форме. Как правило, у взрослого есть какой-то сценарий, взрослый хочет получить определенный результат. Игрушка в таких занятиях не для игры, а для изучения предложенного материала. На мой взгляд и по мнению многих специалистов, сейчас происходит эксплуатация игры именно в обучении и развитии,не смотря на то, что обучение становится ведущим для ребенка только после 7 лет. Сейчас же все начинают обучать детей чуть ли не с колыбели.

«А в чем проблема?», спросите вы.

А проблема в том, что вся инициатива исходит от взрослого, а не от ребенка. Поскольку малыш еще очень любознательный, у него есть потребность взаимодействия со взрослым, он охотно идет за предложением взрослого что-то вместе интересное поделать. Но если взрослый предлагает только свое, натаскивает ребенка на какой-то результат (например, выучить геометрические фигуры или цвета), при этом не поддерживает свободную игру, то у ребенка не возникает той благоприятной среды для того, чтобы развивать свою деятельность, свой замысел, свою инициативность, свою свободную игру. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был в будущем инициативный, знал, что хочет, умел ставить и добиваться своих целей? Тогда возрастной игры в дошкольном возрасте должно быть очень много! Особенно сюжетно-ролевых и игр по правилам! А вот, чтобы сюжетно-ролевые игры и игры по правилам были, нужно, чтобы наши дети наигрались в режиссерские и образные!

Всегда нужно помнить, что дети ориентированы на процесс, а все занятия, обучающие и развивающие, ориентированы на результат. По моим наблюдениям, дети, которые хорошо играют в возрастные игры (в те, которые им положены), лучше обучаются в игре. А те дети, которые обделены своей возрастной игрой, к сожалению, к школе могут терять интерес к занятиям, где есть обучающий компонент. Поэтому хотя развитие и обучение в дошкольном возрасте должно проводиться в игровой форме, нельзя забывать и про возрастную игру. Если мы оставляем только занятия и обучение в игровой форме, это не полезно.

Миф № 2.  С ребенком не надо играть, он научится этому сам.

дети должны играть

Существует такое понятие как свободная игра, и предполагается, что взрослому не нужно играть с ребенком. Считается, что дети обучаются игре друг у друга. И это правда. Но здесь есть большое «НО!». Вспомните, когда вы были маленькими, как проводили время на улице? Правильно, носились дворовыми компаниями, играли все вместе. К сожалению, сейчас этого уже нет. Даже в детских садах группы детей одного возраста и игрового уровня. Да и там с детьми мало играют, больше делают акцент на развитие и обучение в игровой форме. В семье, как правило, 1-2 ребенка, поэтому дети обделены преемственностью, передачей игрового опыта. Часто родители могут считать, что достаточно купить какую-то игрушку, и ребенок будет сам как-то играть. На худой конец, пригласить к нему друга-сверстника или постарше, и этого достаточно, чтобы дети играли.

На самом деле, ой как недостаточно!

Игра – это часть культуры. Существует культура игры, которую нужно передавать. Если сейчас дети не находятся в такой естественной преемственности, передачи друг от друга, то нужно подключаться нам, взрослым. Очень важно ребенка сопровождать в игре, особенно в самом начале.

 

Все не так сложно, как кажется. Сначала можно играть по чуть-чуть каждый день, потом 3 раза в неделю, потом 2 раза. Вложите в начале и потом отпустите ребенка, и он уже пойдет по тем игровым ступенькам, по которым ему нужно будет идти. Нам, взрослым, нужно будет только направлять, поддерживать, создавать условия для игр.

Всего существует 3 стадии освоения любой деятельности. Кстати, не только ребенком, но и взрослым.

  1. Сначала ребенок не может что-то делать, он просто наблюдает. Если мы говорим об игре, то малыш смотрит, что показывает ему мама: как нужно играть, что можно делать. Это же он «впитывает» и от старших детей.
  2. На этом этапе он начинает играть вместе с мамой и другими детьми.
  3. И в завершении, ребенок начинает играть сам.

На тренингах по детской игре мы тоже учимся играть, потому что у многих родителей есть сложности в игре. И они жалуются, что хотели бы поиграть и понимают, что им надо играть, особенно после моих вебинаров, но все равно это сложно делать, недостаточно просто одной информации. Задача тренинга — узнать «анатомию игры», уже на тренинге начать играть, сделать это вместе со мной и с другими участниками, а потом уже играть самим.

Миф № 3. Дети активно играют до школы, а в школе нужно только учиться.

тяжело учиться тем, кто в детстве не наигрался

Это не правда, дети играют вплоть до подросткового возраста. Конечно, учеба становится центральной деятельностью ребенка, но если в ней не будет игры, то учиться, да и в целом жить, ребенку будет очень трудно. Игра в этом возрасте для ребенка, как выдох, а обучение, как вдох. У ребенка должна быть возможность выстроить свой мир, игровое пространство, где он переживает весь свой прожитый день. Поэтому в этом возрасте очень важно давать ребенку играть. И не только поэтому. Подробно обсудим это на тренинге.

Надеюсь, дорогие родители, я убедила вас в необходимости играть с ребенком! Мне очень хочется, чтобы вы играли с детьми, а кому скучно и неинтересно, полюбили играть!

На нашем тренинге по игре



Введите ваши данные в форму ниже, чтобы получить запись вебинара "Живём играючи! Мифы и реальность детской игры"






Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.



Комментарии:

© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Hide me
Запись вебинара <<Контейнирование в горячих ситуациях>>
Я даю администрации сайта Рисуем и играем вместе с мамой свое согласие на обработку моих персональных данных.
Show me
Яндекс.Метрика