Открыть меню

Роль отрицания или как говорить правильное “Нет”

“Нет” в жизни мамы и ребенка — такое важное и нужное слово! В нём заключается важный  смысл, который бывает болезненен для получателя, но в то же время и целителен.

Рассмотрим разные интерпретации этого распространенного отрицания.

 

“Нет” как ограничение

Когда ребёнок начинает активно ползать (в возрасте около 7-8 месяцев), он начинает не только выходить из слияния с матерью, но и добираться до опасных мест. В этот период начинает звучать слово “Нет”, которое ограничивает ребёнка в чём-либо. Таким образом, ребёнок обучается, что можно, а что нельзя.

Нравится ли это ребёнку? Зачастую, если сказать “Нет”, ребёнок начинает возмущаться и кричать. Как в этом случае реагирует мать? Материнская реакция может быть разной.

Вместо прямого запрета без альтернатив она может сказать “Нет” через отвлечение: “Посмотри зато на этот мяч”. Также мама может физически перенести ребенка в другое место. Тем самым мы переводим  внимание с опасного на безопасное.

Другой случай: ребёнок кусает мать (например, во время кормления). В этой ситуации он тоже услышит — “Нет, маме больно”. Это “Нет” создаёт границу между мамой и ребёнком. Мама транслирует: “Я не тот объект, который будет терпеть всё от тебя, у меня есть свои чувства, я живая”.

 

“Нет” как отказ в чем-то

Задача родителя — заботиться об удовлетворении потребностей ребёнка. Однако, если всем очевидно, что ребёнка надо регулярно кормить (питание тела), то о питании души и психики не так все очевидно.

Часто “Нет” приходится слышать ребёнку в ответ на его просьбу, которую родитель может воспринимать как манипуляция. Например, слово “Нет” в ответ на реплику  малыша “Возьми на ручки” может восприниматься ребенком как отказ в удовлетворении важной потребности в привязанности и безопасности. Такое “Нет” может приводить к дефициту развития. Идея и страх о том, что ребёнок может манипулировать, завладела  многими родителями. Именно из-за этой вредоносной идеи родители теряются и говорят “Нет” там, где этого не нужно.

 

“Нет” от ребёнка

Если мама в детстве была как раз таким  ребёнком, которому часто на просьбы и желания говорили “Нет”, то ей будет сложно выдерживать ответ ребёнка “Нет” на её просьбы или требования, погружаясь в беспомощность своей детской части. От этого погружения в беспомощность, ощущается страх и появляется почти маниакальное желание вернуть бразды правления в свои руки. Ведь счастье было так близко, вот он, ребенок, который нуждается в ней, а значит она важна и нужна кому-то, который наконец-то может дать то самое безусловное принятие детской части мамы. Детское “Нет” приводит к ретравматизации матери — она не выдерживает того, что кто-то хочет выйти из слияния, для неё это означает отвержение её самой. Маме плохо, она впадает в тревогу и начинает ребёнка удерживать.

Сказать “Нет” и выдержать “Нет” может тот взрослый, который прожил опыт сепарации, который чувствует себя целостным.

 

Бурная реакция на “Нет”

На “Нет” можно выделить два типа реакции: прогнуть мир, преобразовать или смириться и принять, что не будет так, как я хочу, выплакав слезы тщетности.

Когда ребёнок говорит маме “Нет”, то это значит, что самому себе он произносит “Да”. Происходит фаза сепарации, которая является важной для индивидуации человека.

Ребёнок сопротивляется лицу, к которому больше всего привязан. Он думает, что если сказал “Нет” и мама выдержала — значит, он может жить без неё. Понимание того, что “Я не теряю маму, мама не разрушается, остается в контакте”, —  важный опыт для ребёнка.

Ребёнку нужно время, чтобы научиться жить с мамой, которая не только удовлетворяет потребности (хорошая мама), но и фрустрирует (плохая мама), которая отказывает. Цельный образ формируется к 3 годам, то есть когда есть понимание, что и плохая, и хорошая мама — это один человек. Ребёнок как бы “собирает” маму.

Как пример: когда я ругалась на своего сына, он убегал от этого, психовал и истерил. Потом я заметила, что когда я его ругаю, он это выдерживает (мама ругает, но всё равно меня любит).

 

Теперь вы знаете нюансы отрицания, а значит сможете по-другому взглянуть на свою ситуацию и использовать слово “Нет” правильно.

Играем вместе -запись в лист ожидания

анализ детской игрыЯ много пишу об игре, провожу тренинги, ищу разные форматы работы, чтобы нас, играющих мам, стало больше.

И понимаю, что как бы понятно я ни излагала теорию игры, сколько ни приводила примеры игр и сюжетов — каждой маме приходится прикладывать их к своей игре и искать способы разнообразить её1 самостоятельно. И это, порой, трудно. Да, мастерские и недельки вдохновляют и добавляют опыта. Но в конкретной игре столько возникает нюансов…

И сегодня, после общения с мамами на игровой мастерской, я подумала: “А если за ручку?” Если мы с вами пройдемся шаг за шагом именно по вашим играм с ребенком, подробно разберем их, посмотрим, что можно сделать лучше или по-другому? Вы зададите мне свои вопросы, а я дам вам свои рекомендации.

Интересен вам такой формат?

Приглашаю вас на “Группу поддержки игры”, которая начнет работу в декабре 2018 и будет длиться 2 недели!

Записывайтесь в лист ожидания!

Читать далее »

Ролевая игра в магазин

картинка дети играют в магазинМагазин — это замечательная игра, в которую дети играют с огромным азартом. В ней две активных роли: продавец и покупатель. Поговорим о ситуации, когда ребёнок становится продавцом. Вот он устраивает прилавок, раскладывает товары (часть из которых он может даже дарить), и начинается игра.

Становясь продавцом и раскладывая товар, ребёнок символически презентует самого себя. Это презентация самого ценного, что у него есть: «я могу это показать другим, и им будет интересно».

Ролевая игра в магазин — не просто игра. Это новый уровень общения, который возникает, когда ребенок может предложить другому нечто ценное. Эта игра показывает: ценит ли ребенок себя вообще, ощущает ли право на что-то ценное для себя? Речь идет о внутренних ценностях — качествах, умениях.

Читать далее »

Когда раздражает собственный ребенок

фото почему мы раздражаемся на детейДети эмоциональны. Они легко возбуждаются и капризничают, радуются и огорчаются, ведут себя агрессивно по отношению к братьям и сестрам, к себе или даже родителям, высказывают обиду и ненависть. Даже проявления их любви могут показаться назойливыми и порой раздражать. Чтобы выдержать детские чувства, спокойно и с пониманием поддерживать семейные правила и запреты, родителю нужен достаточно большой психологический “контейнер”.

Под контейнером мы понимаем то психологическое пространство внутри вас, куда вы могли бы помещать сильные переживания детей, неизменно сопровождающие детское развитие. Помещать, чтобы выдерживать их, не разрушаясь (не терпя больше, чем вы можете вынести) и не обрушиваться на ребенка, запрещая или подавляя его чувства и эмоции, так как это непереносимо. 

Кстати, вы уже смотрели вебинар про контейнирование детских эмоций? Если нет, обязательно посмотрите!

Читать далее »

Гаджеты: польза или вред

картинка гаджеты польза и вредЯ долго сопротивлялась регулярному просмотру мультиков или фильмов в жизни моих детей, пока не увидела, что после этих просмотров мои дети активно играют!
Из нового опыта родился этот текст.

Телевизоры, смартфоны, телефоны — давать или не давать их детям? А если давать, то с какого времени и как?

  • Хотя психологи давно бьют тревогу и говорят об опасности возникновения зависимости от гаджетов, если давать их маленьким детям;
  • Хотя Американская академия педиатрии советует избегать любых экранов до 18 месяцев ребенка и с большой осторожностью относиться к ним позже

Крупномасштабных исследований на эту тему не много. У ученых нет доступа к внутренней информации игровой индустрии. Известны лишь отдельные эксперименты с участием детей, пользующихся гаджетами с сенсорными экранами.

Читать далее »

Почему дети играют в машинки

картинка почему дети играют в машинкиЕсть дети, которые очень любят играть с машинками. Нет не так. ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ. Включают их во все игры, не видят других игрушек и, кажется, одна игра похожа на другую. И нам, мамам, становится так ску-у-учно(((.

Как вы знаете, у меня 3 сына и, конечно, эти игры всегда были у них популярны.

Но давайте проведем исследование, почему так бывает? Чем отличается одна игра в машинки от другой, казалось бы, похожей. Готовы? Я напишу несколько причин, а вы понаблюдайте за ребенком и попробуйте определить, какая из них ваша? Или несколько.

Читать далее »

Тревога в жизни мамы

фото как справиться с тревогойЯ сейчас прохожу курс по детской аналитической психологии. На нем мы изучаем разные виды тревог, с которыми встречается ребёнок в своем развитии. Успешность развития определяется тем, как он умеет с тревогой справиться. Тревоги есть у всех. Человек здоровый от человека с психопатологией отличается не отсутствием тревоги, а умением с ней справляться при помощи разных психологических защит, контроля, правил и порядка в жизни.

Поделюсь своим опытом. Интересно наблюдать за собой — как я справляюсь со своей тревогой. Жизнь с детьми всегда полна неопределенности и непредсказуемости, переживаний за их будущее, несоответствий поведения наших детей нашим представлениям, и многих других беспокойств.

Читать далее »

Диагноз дислексия: что это такое?

Часть первая.

ребенок боитсяВашему ребёнку поставили дислексию. Стоит ли бояться этих слов или ничего страшного нет?

Для того, чтобы начать работать со страхами сначала надо понять, чего собственно боится человек. С детскими страхами немного легче, чаще всего они довольно конкретны. Ребенок может бояться темноты, чудовищ, одиночества, плохих оценок в школе, критики учителя или родителей. Обычно довольно легко понять откуда приходят эти страхи, и, следовательно, можно выработать план действий по их преодолению. Это могут символические действия (сплести ловушку для плохих снов, если это про страшные сны, подключить особый мамин массаж и страх одиночества станет уходить и т.д.), это могут быть вполне конкретные меры (поменять учителя, если ребенок сильно страдает от его критики), но, чтобы мы не делали, очевидно, с чем мы имеем дело. Читать далее »

Эмоциональный интеллект — из чего он состоит

фото эмоциональный интеллект ребенкаСейчас очень много говорят и пишут об эмоциональном интеллекте. Но когда я проводила опрос среди своих друзей на Фейсбуке выяснилось, что никто кроме моих коллег-психологов не знает, что такое эмоциональный интеллект.

Этот непривычный для нас термин тесно связан с развитием эмоциональной сферы. Именно развитый эмоциональный интеллект помогает справляться с аффективными состояниями.

Читать далее »

Как подготовить руку к рисованию и письму

фото нейропсихолог ВераШелеховаЭтот вопрос волнует родителей уже со второго года жизни ребёнка, а иногда и раньше. И неудивительно: рисование развивает и моторику, и творческое начало; а умение держать карандаш и ручку очень пригодится в школе. Советы можно услышать самые разные. От “надо сразу давать карандаш правильно” до “не трогайте ребёнка, подрастёт — сам научится”. Так кому же верить?

Об этом мы поговорим с экспертом — детским психологом Верой Шелеховой. Мы уже встречались с Верой на страницах сайта, когда рассказывали о тактильно-двигательных играх.

Сегодня займёмся развитием и укреплением пальчиков. Вас ждут

  • подробное описание этапов подготовки руки к письму и рисованию;
  • советы чем и когда рисовать, чтобы не отбить у ребенка желание;
  • игры (ссылка на странице) и упражнения (ссылка на странице) для подготовки руки к письму;
  • а также чек-лист: что должен уметь ребёнок от рождения до 3х лет делать руками.

Читать далее »


© Запрещено копирование материалов без письменного согласования с администрацией сайта.

ИП Лейкина Наталья Валерьевна ОГРНИП 317774600014225 ИНН 774320426470
Политика конфиденциальности
Яндекс.Метрика